Правительство попробует сэкономить 120 миллиардов рублей через объединение ПФР, ФСС и ФОМС

Правительство попробует сэкономить 120 миллиардов рублей через объединение ПФР, ФСС и ФОМС ФСС

Отвечаем на основные вопросы

  • В какой срок необходимо передавать в ФСС сведения о работниках по форме «Сведения о застрахованном лице»?

С 2022 года работодатель обязан передавать в ФСС сведения о работниках по утвержденной форме в течении 3 рабочих дней с момента их получения.

  • Каким нормативным актом утверждена новая форма и где посмотреть бланк?

Форма «Сведения о застрахованном лице» утверждена Приказом ФСС от 04.02.2021 № 26 (Приложение № 2).

  • В каких случаях нужно подавать сведения о застрахованном лице в ФСС?


Закон № 255-ФЗ требует представлять указанные сведения при трудоустройстве сотрудника, а также в период его работы, если какие-либо сведения о нем изменились.

Когда работодатель обязан подать в фсс сведения

Новая обязанность работодателя с 01.01.2022 — представление в ФСС сведений о застрахованных лицах в следующих случаях (п. 13 ст. 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ в ред. Федерального закона «О внесении изменений…» от 30.04.2021 № 126-ФЗ):

  • при трудоустройстве работника;
  • в период осуществления трудовой, служебной, иной деятельности работника, если какие-либо ранее представленные сведения о нем изменились.

В связи с новыми обязанностями работодателя на работников также возложили дополнительную обязанность: они должны в обязательном порядке своевременно извещать работодателя об изменении указанных сведений (п. 14 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

На бумаге или электронно?

Форма «Сведения о застрахованном лице» оформляется на бумажном носителе либо в электронном виде (п. 13 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Объединение социальных фондов

Вице-премьер России Татьяна Голикова в июле подтвердила грядущее слияние ПФР и ФСС. По ее мнению, ожидать этого события стоит не раньше 2023 года, а к самому процессу стоит подходить осторожно, с обязательным вводом переходного периода. Создание единой цифровой платформы – это лишь первый шаг.

Впервые возможное объединение трех государственных внебюджетных фондов было анонсировано Голиковой еще в 2021 году на Гайдаровском форуме. В обсуждении данного вопроса участвует Счетная палата и Министерство финансов. Тогда вице-премьер рассказала, что, учитывая мировой опыт работы социальных фондов, новое ведомство должно иметь уникальную управленческую структуру, которая будет находиться не в государственной, а в публичной собственности.

Пенсионному фонду передадут социальные выплаты от регионов

В проект бюджета ПФР заложена передача фонду функций по выплате ряда пособий, в том числе семьям с детьми. Также в Госдуму внесен законопроект о наделении фонда этими полномочиями. Речь идет о 17 видах выплат в рамках соцподдержки

В России изменят порядок назначения более десятка видов пособий и мер соцподдержки, которые сейчас осуществляют региональные органы соцзащиты и Роструд. Речь идет в том числе о пособиях неработающим женщинам и женам военнослужащих с детьми, гражданам, подвергшихся радиации, выплатах компенсаций по ОСАГО инвалидам. Полномочия по их назначению планируется передать Пенсионному фонду России, а выплаты предоставлять по принципу «единого окна».

В проекте бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов появился новый пункт в разделе «Особенности исполнения бюджета в 2022 году». Он устанавливает возможные изменения в сводной росписи бюджета ПФР в случае передачи ему с 1 января 2022 года дополнительных функций и бюджетных полномочий по осуществлению мер социальной поддержки, предоставлению пособий и компенсаций отдельным категориям граждан, в том числе семьям с детьми.

Одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда в базе Госдумы появился законопроект, в котором прописаны детали передачи ПФР этих «дополнительных функций и бюджетных полномочий» в части мер соцподдержки.

Какие соцвыплаты упростят

Новый порядок начисления мер соцподдержки должен заработать с 1 января 2022 года. ПФР рассчитывает на оптимизацию процессов предоставления выплат и подведение их под единый стандарт, следует из пояснительной записки. Сейчас в регионах нет единообразного подхода к реализации мер соцподдержки, следует из документа. «Это приводит в том числе к неэффективному расходованию средств федерального бюджета, нарушениям, выявляемым органами финансового контроля, сказывается на качестве предоставления данных мер поддержки», — отмечается там.

Первый шаг навстречу

О переходе на единую цифровую платформу заявил председатель правления ПФР Андрей Кигим во время рабочей поездки по Ижевску. Он сообщил, что грядущее слияние двух фондов – это большая государственная политика, однако запуск объединенного электронного сервиса – реалии нынешнего дня. Говоря о статусе проекта, Кигим рассказал, что сейчас два ведомства трудятся над объединением баз данных.

Также глава Пенсионного фонда уточнил, что уже определена форма социального казначейства на базе единой цифровой платформы. По мнению председателя ПФР, российская социальная политика должна основываться на других принципах и стать более адресной. Для этого необходимо создать социальный профиль человека, а системе предстоит перейти от бюрократического подхода к выплатам пенсий и пособий к проактивным действиям.

Государство должно самостоятельно уведомлять россиян об их правах на начисления, а гражданам нужно лишь подтверждать эту информацию и получать положенные деньги, уверен Кигим. Вместе с тем глава Пенсионного фонда признает, что задача по созданию такой системы весьма амбициозна, однако ее решение позволит людям почувствовать внимание государства.

Перекрестный отец

Минтруд предлагает запретить тратить профицит средств одного вида социального страхования на покрытие дефицита другого. Вчера ведомство представило соответствующий законопроект. Актуальность теме придает большое превышение расходов ФСС на больничные над сборами в год пандемии — 212 млрд руб., которое может сохраниться и в 2021 году. По закону о ФСС дефицит отдельных видов социального страхования должен покрывать федеральный бюджет, а для их профицитов есть несколько целей — от финансирования системы долговременного ухода до страхования от безработицы.

Читайте также:  ГУ - Волгоградское РО ФСС РФ

Минтруд предлагает отказаться от практики «перекрестного» финансирования внутри самого Фонда социального страхования (ФСС) — и вместо этого предоставлять средства на покрытие дефицитов по отдельным видам соцстраха из бюджета. Проект поправок к статьям 19 и 24 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» опубликован министерством на портале regulation.gov.ru.

Сейчас российские работодатели платят в бюджет ФСС взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9% фонда оплаты труда для большинства компаний) и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (зависят от класса профессионального риска, от 0,2% до 8,5% ФОТ). Несмотря на большие сборы в страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, расходы по нему в последние годы регулярно превышают доходы. Так, как пояснили “Ъ” в Минтруде, с 2021 года этот вид страхования был профицитным только в 2021 году (1,9 млрд руб.), а в остальные годы дефицит составлял от 1,5 млрд до 3,1 млрд руб. В 2020 же году дефицит в этом виде из-за оплаты больничных в пандемию достиг 212,2 млрд руб.

Минтруд ожидает, что дефицит сохранится и в 2021 году (55 млрд руб.), и страхование больничных вернется к профициту только в 2022–2023 годах (15,3 млрд и 39,1 млрд руб. соответственно).

Страхование же от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, напротив, все это время было профицитным: сборы превышали расходы в разные годы на 23,7–35,2 млрд руб.

С 2021 года, как указывает Минтруд в пояснительной записке к проекту закона, этот профицит используется для покрытия дефицита страхования временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как федеральный бюджет перестал выделять на это трансферты. Как отмечает ведомство, законодательство не содержит прямого запрета на такое «перекрестное» финансирование, и фактически оно может существовать и согласно положениям Бюджетного кодекса. В то же время ст. 24 ФЗ-165 «Об основах обязательного социального страхования» предполагает, что нехватка средств по какому-либо виду социального страхования должна компенсироваться напрямую из бюджета страны, а не из бюджета фонда.

Чтобы реализовать это положение закона, Минтруд и предлагает ввести запрет на финансирование одного вида соцстраха из средств другого. Как подчеркнули в ведомстве, реализация этого предложения закреплена в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством на 2021–2023 годы.

При этом средства профицитов по отдельным видам соцстрахования предлагается направить на создание резерва, пояснили “Ъ” в Минтруде: «Его при необходимости предполагается использовать в том числе при форс-мажорных ситуациях, при техногенных авариях и катастрофах, как авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году».

В то же время, как предполагает источник “Ъ” в правительстве, средства профицита ФСС могут в перспективе быть потрачены и на другие цели. «Сейчас Минтруд активно ищет страховой источник для финансирования системы долговременного ухода, и часть экспертов видит его именно в профиците страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,— отмечает он.

Впрочем, очевидно, что эти средства не смогут обеспечить расходы системы целиком даже на стадии ее запуска: как ранее сообщал Минтруд, на эти цели необходимо до 80 млрд руб. ежегодно, в то время как прогнозируемый профицит этого вида страхования составит 37,4 млрд руб. в 2021 году, 44,1 млрд в 2022-м и 52 млрд в 2023-м.

Кроме того, такая инициатива может быть не согласована социальными партнерами ведомства — работодателями и работниками. Как отмечает управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства РСПП Марина Москвина, отказ от «перекрестного» финансирования внутри бюджета фонда «полностью соответствует российскому законодательству о социальном страховании». «В то же время для того, чтобы решать задачу создания системы долговременного ухода, необходимо найти источники финансирования, отличные от обложения зарплат»,— говорит она.

Другим направлением расходования профицита отдельных видов соцстраха могут выступить мероприятия работодателей, направленные на предотвращение травм работников. «Сейчас компании могут вернуть до 20% средств уплаченных страховых взносов за счет инвестиций в снижение травматизма на рабочем месте. Ведутся дискуссии, не увеличить ли размер этой доли до 40% для ряда отраслей»,— говорит глава исполкома Конфедерации труда Игорь Ковальчук. Наконец, сохранение профицита в ФСС может позволить Минтруду вернуться к идее снова ввести в РФ страхование от безработицы — если это не потребует повышения тарифа для бизнеса, ее перспективы станут более реалистичными.

Пфр и фсс реорганизуют, но не объединят

Правительство реорганизует структуру и функции двух внебюджетных фондов — Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, это следует из представленной вчера концепции цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года.

Основой для реформы работы фондов станет создание единой цифровой платформы, пишет «Коммерсантъ». Она должна будет объединить все существующие сейчас профильные цифровые проекты: от электронного листка нетрудоспособности ФСС до выдачи электронного сертификата на материнский капитал ПФР, информационные системы Минтруда, ПФР, ФСС, а также учреждений медико-социальной экспертизы. В перспективе это позволит единой платформе сформировать реестр получателей социальных услуг, на основе которого станет возможным проактивное автоматическое предоставление мер поддержки.

Читайте также:  Caisse d'Assurance Sociale Tavda и

Для взаимодействия с их получателями на основе единой платформы появится единый контакт-центр взаимодействия с гражданами, а также личные кабинеты. Аналогичный реестр и личные кабинеты будут созданы и для работодателей — они помогут учитывать их обязательства по отношению к застрахованным работникам. Поэтапно на новую платформу будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки — как федеральные, так и региональные. При этом функция назначения и выплаты последних остается в ведении властей субъектов только частично — управлять выплатой ряда региональных мер через единую платформу будет ПФР.


В результате к 2025 году, согласно целям концепции, россияне смогут получить 80% социальных услуг в электронном виде, время их ожидания должно будет сократиться в два раза, а число необходимых для оформления документов — на 60%.
Обновленные центры их приема, работающие в режиме «одного окна», будут создаваться на базе объединенных региональных офисов ПФР и ФСС или местных МФЦ. Сами же федеральные фонды, как указано в концепции, ожидает реорганизация структуры и функций.

Дискуссия об объединении двух фондов все еще идет, однако создание единой платформы делает это менее значимым. В результате при решении вопроса о будущем фондов все важнее станет более глобальный контекст, в котором они вынуждены будут функционировать в перспективе. Так, в рамках создания проекта «Новый общественный договор» может быть предложено объединить их в единую организацию с новым правовым статусом — например, публично-правовой компании с совместным управлением государства, объединения работодателей и профсоюзов.

Пфр хотят убрать, как «цветок» из проруби — статьи — общество — свободная пресса

Эффективность работы обитателей «дворцов» Пенсионного фонда на днях вновь обсуждалась в Госдуме. Крайне эмоционально. В итоге лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) Сергей Мироновпредложил главе ПФР Андрею Кигиму уйти в отставку, а также призвал ликвидировать Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, объединить их в единую структуру и подчинить напрямую правительству.

«Давно пора соединить эти структуры в единое социальное казначейство и подчинить правительству, потому что их функции государство должно выполнять напрямую», — резюмировал Сергей Миронов.

Справедливости ради отметим, что предложение о ликвидации ПФР озвучивается с первого дня его образования. И политиками, и экономистами, и просто здравомыслящими людьми — ликвидация ПФР давно обрела свойства национальной идеи. Но все было впустую, реакция сверху традиционно была нулевая. На что же теперь рассчитывает Сергей Миронов, выступая с очередным предложением ликвидировать Пенсионный фонд?

— Идея Миронова в том, чтобы ликвидировать внебюджетные фонды как категорию, и вернуться к ситуации, когда это бюджетные деньги, — пояснил депутат Госдумы Михаил Делягин:

— Есть идея премьер-министра Мишустина, которую я всецело поддерживаю, поскольку она хороша как первый шаг на пути реорганизации внебюджетных фондов. Речь о создании социального казначейства. Поскольку внебюджетные фонды слабо контролируются, в них происходит черт знает что.

Простейший пример: по аудиту Счетной палаты на 1 января прошлого года в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) было 4,97 триллиона рублей нераспределенных остатков, о которых они в своих отчетах «тактично» умалчивают. И, судя по всему, они там так и валяются. То есть, страна задыхается без денег, врачи сходят с ума, люди лишены медицинской помощи, врачи уходят из профессии, потому что нет денег, а в ФОМСе валяются без движения почти 5 триллионов. Эти деньги нигде, кроме отчета Счетной палаты — одной строчкой, не появляются. Соответственно, премьер Мишустин хочет создать социальное казначейство, то есть взять все эти фонды под внешнее управление правительства, чтобы следить за деньгами, за тем как соблюдается финансовая дисциплина.

А предложение Миронова — сделать следующий шаг. Эта инициатива идет более далеко. Потому что она не бюрократическая, а политическая. У нас механизмы страхования, механизмы накопительной пенсии работают в полной мере, и та же накопительная пенсия имеет смысл только тогда, когда у нас гарантированно растет фондовый рынок. Когда фондовый рынок болтается как «цветок» в проруби, и, тем более, как сейчас, что мы ждем, что он вот-вот завалится, тогда накопительная пенсионная система работать перестает.

Потому что деньги взять неоткуда. Активы обесценились. И выясняется, что если брать не короткие, так сказать, фазовые переходы, когда идет бурный рост, и кажется, что это счастье без конца, а брать длинные промежутки времени, то вполне очевидно — самое надежное — это нормальная распределительная система. Солидарная система, которая была при советской власти.

«СП»: — Это затронет не только пенсионную систему?

— Это касается и пенсионного обеспечения, и медицинского страхования, и социальной защиты. То есть, идея Миронова в том, чтобы ликвидировать внебюджетные фонды как категорию, и вернуться к ситуации, когда это бюджетные деньги. Потому что все эти фонды живут за счет обязательных отчислений, а такие средства в принципе не отличаются ничем от бюджетных денег. Просто они прокручиваются через некоторые безумные бюрократические структуры, в которых искажается все, что только можно исказить. Поэтому должна быть прямая поддержка из бюджета.

Но вот, то, что триллионы рублей трансфертов получает Пенсионный фонд РФ от бюджета — это с какой стати, если это обособленная структура? А деньги, которые люди платят в накопительную пенсию? Да они просто сгорают от инфляции, все уже это давным-давно поняли. То есть, это просто поддержка финансовых спекулянтов, чтобы эти деньги, перед тем, как сгореть, покрутились на бирже, и за счет этого обогатились разного рода жулики.

И разве нормальная у нас система соцзащиты? Когда Фонд соцстрахования говорит, ребята, я не могу обеспечить инвалидам протезы, потому что правительство не утвердило нормативы, а правительство говорит, а я не могу утвердить вам нормативы, потому что в фонде соцстраха нет денег. Это бесконечное хождение людей по замкнутому кругу. Есть собесы, приходите, решайте все свои проблемы по советскому принципу «одного окна». Вот и все.

Читайте также:  Филиал №1

«СП»: — Ликвидировать ПФР предлагают давно. Но, наверное, трудно рассчитывать, что Владимир Путин даст на это «добро» именно теперь, когда надвигаются новые президентские выборы…

— Вы знаете, до президентских выборов нам надо еще дожить. С таким бюджетом, который Минфин подготовил, мы до этого события можем и не дотянуть всей страной. Когда президент, выступая, говорит: наши приоритеты — социальная поддержка, здравоохранение и национальная экономика, а Минфин именно по этим трем направлениям обеспечивает максимальное сокращение расходов по сравнению с 2021-м годом, это путь в никуда.

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич:

— Идее ликвидировать ПФР уже лет пятнадцать, и я в числе ее сторонников, давно предлагаю упразднить искусственное разделение бюджета на собственно бюджет и на Пенсионный фонд — это же фикция. Сначала депутаты принимают якобы сбалансированный федеральный бюджет, а потом «вдруг» выясняется, что в Пенсионном фонде — дыра, и затыкать ее нечем. Такая методика построения бюджета провоцирует мысли, что в бедах российской экономики виноваты многочисленные пенсионеры, и что их надо немного поджать — либо уменьшить пенсии, либо повысить пенсионный возраст, что и было сделано в 2021 году.

Но теперь-то, когда набили столько шишек, думаю, для всех стало очевидно, что пенсионные обязательства относятся к безусловным обязательствам государства. К ним не надо допускать или приставлять каких-либо посредников, они должны находиться в самом госбюджете. Нужно принять такие законы, чтобы трансферты от продажи нефти и газа напрямую, автоматически шли на исполнение пенсионных платежей. И совершенно не нужен Пенсионный фонд. Это совершенно не оправдавшая себя, лишняя структура. Зачем ей столько зданий и офисов? И, опять же, расходы на администрирование. Давно пора его функции передать финансово-экономическому блоку правительства.

«СП»: — То есть, вернуться к солидарной системе, которая была при советской власти?

— Мы по факту к ней давно вернулись, просто как-то никому не хочется это признавать. Реально накопительной системы не существует на сегодняшний день: каждый год происходит очередная заморозка прежде накопленного людьми. Я уже говорил, но повторюсь: накопительная система не работает и на Западе. Она была хороша в развитых странах в момент, когда рынок рос, когда инвестиционные фонды — а вместе с ними социальные инвесторы — имели стабильно растущие акции.

В США, например, так было в послевоенные годы расцвета экономики, вплоть до 1970-х, а потом и дальше — в период доминирования «бычьего» рынка (т.е. играющего на повышение) в 1980-х. Но сейчас время роста закончилось, на Западе идет обесценивание пенсионных накоплений, а доходность пенсионных инвестиционных фондов крайне невысока. Поэтому ссылаться на западную практику глупо.

Переход к накопительной системе в России, напомню, был детищем Центра стратегических разработок Германа Грефа, причем еще в 2002-м году такое решение вызывало критику. Греф исходил из ложных предпосылок будущего экономического роста, хотя источники роста были к тому моменту исчерпаны даже на Западе. И вот — итог: спасти ныне действующую пенсионную систему РФ уже ничто не может. Но еще можно спасти пенсионеров, которые всю жизнь делали пенсионные отчисления из зарплат в бюджет государства.

А раз так, то остается вернуться к обычной солидарной системе, которая уже действует фактически, нужно только привести в соответствие юридическую сторону. И тогда отпадет от этого дела куча ненужных посредников, которые с этого кормятся. Тот механизм выплат пенсий, который сложился, необходимо юридически закрепить, а отжившие звенья ликвидировать, тем самым максимально упростив всю систему.

«СП»: — Владимир Путин даст на это «отмашку»? Ведь впереди президентские выборы, а в момент такой реорганизации могут возникнуть какие-то сбои, что вызовет дополнительное раздражение электората…

— Никакой проблемы в таком переходе нет. Реорганизацию пенсионной системы никто, кроме некоторых личных «заинтересантов», даже не заметит, была бы только воля на ее проведение. Все уже назрело и даже перезрело. Что может помешать? Сотрудники ПФР с оружием в руках забаррикадируются в офисах? Ну, дельных специалистов переведут в новую службу, остальных сократят, они найдут другую работу. Все это может вполне плавно произойти в рамках оптимизации и создания социального казначейства в правительстве.

Рекомендации чиновников

Официальных разъяснений ФСС по вопросу представления работодателями сведений о сотрудниках с 01.01.2022 пока нет.

Однако на одном из онлайн-семинаров заместитель главы департамента информационных технологий и защиты информации ФСС порекомендовал работодателям «передать в фонд сведения о работниках не только в момент приема на работу или изменении реквизитов, а предоставить сведения обо всех работниках».

Состав передаваемых сведений

Законом определено, что форму сведений о застрахованном лице, с помощью которой работодатель с 2022 года будет выполнять новую информационную обязанность, утверждает ФСС (п. 13 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ). Фонд такую форму уже утвердил.

Форма «Сведения о застрахованном лице» утверждена Приказом ФСС от 04.02.2021 № 26 (Приложение № 2). Перечень сведений в ней размещен по семи разделам:

  • Фамилия, Имя, Отчество работника, дата рождения, СНИЛС, ИНН.
  • Сведения о документе, удостоверяющем личность.
  • Сведения о документах, подтверждающих постоянное или временное проживание (пребывание) на территории РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства).
  • Иные сведения (поля для отметок «Постоянное проживание», «Работа», «В зоне с правом на отселение» и др.).
  • Сведения о месте регистрации (индекс, регион, адрес).
  • Сведения о месте фактического проживания (в случае выплаты пособий (оплаты отпуска) почтовым переводом).
  • Просьба работника о выплате полагающегося пособия (оплате отпуска) выбранным способом: на банковский счет, почтовым переводом или через иную организацию. Сведения о банковском счете (наименование банка, БИК, номер счета получателя), сведения о платежной карте «Мир», адрес доставки пособия получателю (при почтовом переводе).


Завершается форма сведений о застрахованном лице контактными данными работодателя и работника (с указанием номера его телефона, даты заполнения формы, личной подписи), а также отметкой о согласии работника на передачу его данных в ФСС.

Срок подачи данных в фсс

Сведения о застрахованных лицах, полученные работодателем от своих работников, передаются им в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения от работников (п. 15 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Оцените статью
ФСС Help
Добавить комментарий