Камеральная проверка Фонда социального страхования — Контур.НДС

Камеральная проверка Фонда социального страхования - Контур.НДС ФСС
Содержание
  1. Проверка фсс: на что обращают внимание
  2. Проверка пфр: что нужно представить
  3. Из фонда социального страхования организацией получены решения о проведении выездной проверки ооо: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление правительства рф от 21.04.2021 n 294) в связи с планом-графиком проведения выездных проверок на текущий год; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (федеральный закон от 24.07.1998 n 125-фз). ооо внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. основной вид деятельности организации — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. правомерны ли выездные проверки фсс в 2021 году в отношении организации с учетом п. 7 постановления правительства рф от 30.11.2020 n 1969 (ооо не подпадает под п. 8 указанного положения)?
  4. Выездные проверки пенсионного фонда и фсс
  5. Если составлен акт
  6. Как проходят проверки
  7. Какие документы может потребовать инспектор?
  8. Камеральные проверки пфр и фсс
  9. Кто находится в зоне особого внимания пфр и фсс?
  10. Ответственность за непредставление документов.
  11. Фсс разъяснил, как отбирает работодателей для выездных проверок по взносам на травматизм

Проверка фсс: на что обращают внимание

Фонд Соцстрахования проверяет, как вы начисляете и уплачиваете взносы по видам страхования, выплачиваете компенсации родителям детей-инвалидов, больничные пособия и т п. Также анализируются ваши цели использования средств на выплату пособий.

Сотрудники ФСС уделяют особое внимание проверке отчета 4-ФСС.

После того, как данные были проанализированы, ответственные сотрудники Фонда составляют акт.

Проверка пфр: что нужно представить

Пенсионный Фонд смотрит, как вы рассчитываете и уплачиваете взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2021 № 34 Р, вас могут попросить показать учредительные документы, приказы по учетной политике, различные лицензии, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, бухгалтерский баланс, вписку из банка и т п.

Из фонда социального страхования организацией получены решения о проведении выездной проверки ооо: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление правительства рф от 21.04.2021 n 294) в связи с планом-графиком проведения выездных проверок на текущий год; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (федеральный закон от 24.07.1998 n 125-фз). ооо внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. основной вид деятельности организации — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. правомерны ли выездные проверки фсс в 2021 году в отношении организации с учетом п. 7 постановления правительства рф от 30.11.2020 n 1969 (ооо не подпадает под п. 8 указанного положения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Проведение ФСС РФ в 2021 году проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения по указанным в вопросе видам обязательного социального страхования является правомерным.

Обоснование вывода:Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Правительство РФ в 2020-2021 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Причем эта норма закона указывает как на те виды надзора, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ), так и на те виды надзора, к которым положения Закона N 294-ФЗ не применяются и которые перечислены в частях 3.1 и 4 ст.

1 Закона N 294-ФЗ.Под действие нормы также попадают виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Указанные особенности были установлены постановлениями Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 и от 30.11.2020 N 1969 (далее — постановление N 438 и N 1969).При этом постановлением N 438 запрещалось проведение различных категорий проверок, включая проверки, к которым применяются положения Закона N 294-ФЗ, а также и те проверки, к которым положения этого Закона не применяются (в частности, по п.

Читайте также:  ФСС - Правовой Департамент Центрального аппарата Фонда

5 постановления N 438 мораторий распространялся на проверки в сфере таможенного контроля, в сфере финансово-бюджетного надзора, в сферах банковского и страхового надзора).Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 установлен запрет на проведение в 2021 году плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства за исключением их отдельных категорий, предусмотренных пунктом 8 названного нормативного правового акта.

При этом текст Постановления N 1969 никаких разъяснений о границах его применения не содержит.Согласно разъяснениям Генпрокуратуры России (письмо от 16.03.2021 N 76/2-573-2021) данное ограничение распространяется только на те виды контрольно-надзорной деятельности, которые урегулированы федеральными законами:- от 26.12.

2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»- и от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон N 248-ФЗ).

Проведение ФСС РФ проверок в 2021 году в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний регулируется специальными законами:- ст.

6-7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ;- Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ;- Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.При этом в силу п. 8 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ и подп. 16 ч. 5 ст.

2 Закона N 248-ФЗ положения этих законов не применяются к осуществлению контроля за соблюдением страхователем законодательства РФ по указанным в вопросе видам обязательного социального страхования в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:- письмо Генеральной прокуратуры России от 16.03.2021 N 76/2-573-2021;- информация Росфинмониторинга от 29.03.2021;- Энциклопедия решений. «Коронавирусный» мораторий на проверки — 2021.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТпрофессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

3 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Выездные проверки пенсионного фонда и фсс

Камеральная проверка Фонда социального страхования - Контур.НДСп. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Стандартный срок проведения выездной проверки — до 2 месяцев. В некоторых частных случаях срок может быть продлен до полугода.

Если составлен акт

Акт составляется в течение 10 дней после окончания проверки. Его форма содержится в приложении № 20 к приказу ФСС № 2 от 11 января 2021 года.

В акте должны быть указаны все выявленные нарушения и несоответствия, которые не были устранены либо пояснены​​. В итоговой части должна быть отражена информация о санкциях в отношении страхователя, а также может содержаться рекомендация по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт должен быть направлен страхователю. Вручают документ под подпись, а если он направляется почтой, то заказным письмом. Страхователям, которые взаимодействуют с Фондом по интернету, акт будет направлен по ТКС.

Получив акт, следует тщательно с ним ознакомиться. Нужно проверить не только все расчеты, но и нормативные документы, на которые ссылаются проверяющие. В судебной практике есть случаи, когда при проведении проверки они опирались на отмененные нормы законодательства.

Если страхователь считает, что проверяющие допустили в акте ошибки, не учли какие-то обстоятельства и так далее, он может подать на него возражение. На это у него есть 15 дней с даты получение акта. К возражению он может приложить подтверждающие документы.

Если возражение на акт проверки подано, но вместо его рассмотрения приходит требование об уплате недоимки и санкций, это является нарушением. Следует направить жалобу в вышестоящий орган.

Читайте также:  Структура ГУ - Волгоградского РО Фонда социального страхования

Далее возражение будет рассмотрено на комиссии. Страхователь имеет право принять в этом участие, давать пояснения и представлять доказательства своей позиции. В итоге должно быть принято какое-то резюмирующий решение — в пользу страхователя либо ФСС.

Как проходят проверки

Проводить проверку подразделение Фонда может не позднее трех месяцев с момента сдачи отчетности. Никакого особого распоряжения руководства для этого не нужно. Алгоритм такой:

  1. В документах страхователя проверяющие ищут несоответствие между сведениями, представиленными им в Фонд, и теми, которыми располагают в самом ФСС. А также ошибки в расчетах взносов.
  2. Если такие нарушения будут найдены, проверяющие сообщают об этом компании или предпринимателю.
  3. Страхователь должен представить пояснения в течение 5 дней, а при необходимости — исправить ошибки. Если страхователь считает, что на его стороне ошибок нет, он может представить бухгалтерские документы, которые это подтвердят.
  4. Далее пояснения рассматриваются проверяющими. В итоге должен быть сделан вывод о том, имеет ли место нарушение страхователем правил расчета и уплаты взносов.
  5. Если будет признано, что нарушение есть, либо если страхователь не представит пояснения, проверяющий составляет акт проверки.
  6. Если у ФСС нет претензий, то компания или ИП не ставится в известность о проведенном контрольном мероприятии. Акт проверки в таком случае не составляется.

Какие документы может потребовать инспектор?

Перечень документов, которые могут потребовать инспекторы, содержится в методических рекомендациях ФСС и ПФР. Согласно ФЗ №212, истребованные документы предоставляются в виде заверенных руководителем проверяемой организации копий. При этом нотариально заверенные копии не принимаются.

Перечень документов, которые инспекторы могут запросить в ходе проверки, обширен:

  1. Учредительные документы. На их основании проверяющие установят наименование, юридический и фактический адрес компании и виде ее деятельности. Кроме того, учредительные документы указывают на порядок выплаты дивидендов, которые не облагаются страховыми взносами.
  2. Регистры бухгалтерского и налогового учета. Эти документы позволят инспекторам установить порядок ведения учетной политики предприятия и наличие или отсутствие «зарплатных схем», направленных на уход от начисления страховых взносов.
  3. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносамс. Сверяются с первичными документами бухгалтерского и налогового учета.
  4. Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период. Известно, что организации, работающие по упрощенной схеме налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное страхование, поэтому книги-регистры подтвердят начисление и выплату вознаграждений работникам, заключившими трудовые или гражданско-правовые договоры с компанией-работодателем, применяющей УСН.

Организациям, которые ожидают выездную проверку из ПФР или ФСС, следует обратить внимание на то, что инспекторы зачастую запрашивают документы, которые не имеют права требовать. Кроме того, проверяющие специалисты могут попросить предъявить те документы, которые в принципе не ведутся организацией.

Например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Организация не обязана вести учет этих лиц, и предоставлять его в ходе проверок. Наказание или штраф за отсутствие подобных документов не предусматривается — ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР.

Помимо учредительных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, расчетов по начисленным страховым взносам и книг учета доходов и расходов, инспектор вправе запросить:

  1. Бухгалтерскую отчетность за проверяемый период. На ее основании сопоставляется информация о задолженностях предприятия перед внебюджетными фондами, которая указана в бухгалтерском балансе и отчетах в фонды.
  2. Трудовые договоры необходимы инспекторам для проверок даты приема сотрудников на работу, а также их окладов, надбавок и премий. Эти сведения позволяют определить  полноту и своевременность перечисления страховых взносов в фонды.
  3. Гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами. В таких договорах кроме сумм вознаграждения изучается предмет договора: относится он к договорам на оказание услуг (выполнение работ) или к передаче имущественных прав, например, договору аренды.

Отметим, что инспекторы будут пытаться переквалифицировать договор гражданско-правового характера в трудовой. Это возможно, если предмет договора прописан некорректно: договор заключен не на выполнение определенной услуги, а на исполнение функций. Вместе с тем, выплаты, произведенные по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС (подпункт 2 пункта 3 статьи 9 ФЗ №212).

Инспекторов могут заинтересовать также:

  1. Банковские и кассовые документы: выписки банка, поручения, ордера, кассовая книга, журнал кассира, отчеты кассира и т д. В указанных документах специалисты фондов будут искать методы ухода от официальных зарплат.
  2. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления предприятием хозяйственной деятельности. Цель проверки указанных документов — определить полноту отчета за выданные авансы и начислить взносы на разницу.
  3. Кадровые документы: трудовые книжки и документы по учету и движению кадров. Трудовые книжки необходимы для сопоставления дат приема на работу, увольнения, перевода, поощрения, указанных в них, с датами, проставленными в других кадровых документах. Первичные документы по учету кадров требуются для проверки дат приема на работу, увольнения, выплаты премий и зарплаты.
  4. Документы на предмет выплат связанных со страховым обеспечением: листки нетрудоспособности, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты, заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.
Читайте также:  Фонд социального страхования РФ — Волжский, Ленина проспект, 1 / Логинова, 19 (телефон, режим работы и отзывы)

Камеральные проверки пфр и фсс

Камеральные проверки касаются любых документов (отчетов), которые работодатель предоставляет в ПФР и ФСС. Они проводятся исключительно по данным отчетного периода.

Длительность проверки — 3 месяца с момента отправки отчетности. Если вы, к примеру, отправили квартальный отчет в конце апреля, результаты проверки могут прийти только в конце июля.

Срок ответа от работодателя — 5 дней с момента получения требований по результатам проверки. Требования вам могут пояснить устно — это решение Фонд примет самомтоятельно, после чего пригласит вас на встречу (ч. 3–4 ст. 34 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

По результатам камеральной проверки к вам может приехать выездная проверка, которая затронет уже 3 календарных года года (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение о проверке принимает Фонд: без решения выездная проверка не проводится.

Кто находится в зоне особого внимания пфр и фсс?

В письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2021 детально описано, по какому принципу Фонды отбирают организации для проверок. Эти проверки не являются спонтанными.

Например, фонды обращают внимание на те компании, которые:

  • Имеют необлагаемые выплаты;
  • Применяют пониженные тарифы;
  • Имеют обнаруженные ошибки в расчетах по итогам камеральных проверок;
  • Не платят взносы несколько периодов подряд;
  • Постоянно исправляют отчеты, вносят корректировки и т п.

Мы рекомендуем сдавать отчеты без опозданий, проверять все расчеты и всегда иметь в наличии документы, эти расчеты подтверждаюшие и обосновывающие.

Автор статьи: Борис Юзефпольский

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.

Попробовать бесплатно на 5 дней

Ответственность за непредставление документов.

Федеральным законом №212 предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов в ходе проверки представлять специалистам фондов документы, которые подтверждают правильность исчисления и полноту уплаты всех сумм. Данные могут быть предоставлены как в печатном виде, так и на электронных носителях.

Срок предоставления запрошенных документов составляет 10 рабочих дней. Согласно 48 статье федерального закона №212, несвоевременное представление документов или отказ от их представления, влечет наложение штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Организациям, которые ожидают проверок ПФР и ФСС, стоит внимательно просмотреть документы на предмет соответствия их друг другу: совпадают ли указанные суммы и сроки перечислений во внебюджетные фонды.

Сервис Эксперт поможет избежать спешной подготовки документов в ходе выездных проверок: своевременно оценивайте вероятность визита из ПФР и ФСС и приводите документы организации в порядок. Эксперт подскажет, на что стоит обратить внимание. Приобрести сервис можно на странице покупки.

Фсс разъяснил, как отбирает работодателей для выездных проверок по взносам на травматизм

Всего в ФСС привели 8 критериев:

  1. Средняя заработная плата у работодателя ниже, чем у других в той же сфере.
  2. Во время камеральной проверки работодатель не предоставил документы по запросу или не смог объяснить несоответствия в расчете 4-ФСС.
  3. Работодатель неоднократно предоставлял уточненные расчеты 4-ФСС с отклонениями в суммах на 10% и больше.
  4. Работодатель неоднократно менял местонахождение и то снимался с учета, то становился на учет в разных отделениях ФСС.
  5. Работодатель изменил тариф взносов без изменения основного кода ОКВЭД.
  6. Сумма выплат работникам по взносам на травматизм меньше, чем сумма выплат им же по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  7. В компании работают инвалиды, и работодатель начисляет на их выплаты взносы в размере 60% от стандартного тарифа.
  8. Компания или ИП запрашивает у ФСС финансирование на мероприятия по борьбе с травматизмом в сумме больше, чем 50% начисленных взносов.

Одного или двух критериев из списка недостаточно. Каждое отделение ФСС самостоятельно решает, сколько критериев нужно, чтобы приехать в компанию с выездной проверкой.

Что это значит для бизнеса. Теперь работодатели могут проверить свой бизнес по критериям, которые озвучил ФСС, и исправить ошибки, чтобы избежать выездной проверки. Рекомендуем проверить отчеты по формам РСВ и 4-ФСС за сотрудников и свериться с официальными формулами расчета.

Оцените статью
ФСС Help
Добавить комментарий