Почему казахстанцы делают социальные отчисления? Кто должен, а кто освобождается от этого обязательства? Informburo.kz выяснил, на что могут рассчитывать казахстанцы, имеющие соцотчисления, в каком размере и куда эти платежи поступают.
- Что такое социальные отчисления?
- Для кого придумали систему соцстрахования?
- Кто должен делать соцотчисления и в каком размере?
- От чего зависит размер ваших соцотчислений?
- Как государство распределяет деньги, перечисленные как СО?
- Как получить социальные выплаты из ГФСС?
- От чего зависит размер выплат?
- Как проверить, что ваш работодатель делает отчисления?
- Можно ли отказаться от уплаты СО?
- Чем чревато отсутствие соцотчислений?
- Можно ли самому делать СО, если нет работы или есть другой доход?
- Социальное страхование — система социальной справедливости
Что такое социальные отчисления?
Социальные отчисления (СО) – это обязательные платежи, уплачиваемые в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). Человек, за которого идут социальные отчисления, имеет право получать потом соцвыплаты. В случае его смерти деньги полагаются членам семьи, находившимся у него на иждивении.
Важно! Не путайте социальные отчисления с социальным налогом (СН). Он поступает в государственный бюджет, а социальные отчисления – на счёт каждому человеку отдельно.
Для кого придумали систему соцстрахования?
Согласно Закону РК «Об обязательном социальном страховании», в обязательном порядке должны быть застрахованы:
Работающие пенсионеры не подлежат обязательному социальному страхованию.
Кто должен делать соцотчисления и в каком размере?
Социальные отчисления платит ваш работодатель, то есть налоговый агент (в том числе ИП и лица, занимающиеся частной практикой). Он должен делать это за счёт собственных средств. Платежи должны поступать ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным. Например, СО за май 2019 года перечисляются не позднее 25 июня 2019 года.
Размер СО составляет 3,5% от зарплаты работника. Например, доход работника за май 2019 года составил 150 000 тенге. Для расчета СО необходимо из дохода вычесть обязательные пенсионные взносы (ОПВ) и умножить разность на 0,035. Получаем: СО = (150 000 – 15 000) * 3,5% = 4 725 тенге. Эту сумму из своих денег работодатель направляет на счёт своего работника в ГФСС.
От чего зависит размер ваших соцотчислений?
Суммы рассчитываются от размера вашей заработной платы (не вычитаются из неё). Максимум начисляется всем, у кого зарплата равна 7 МЗП (семь минимальных заработных плат) и выше. В 2019 году это 297 500 тенге: 3,5% * 7 * 42 500 тенге = 10 413 тенге в месяц за одного плательщика. Высчитываемый размер СО является фиксированным для всех, у кого зарплата начинается от 7 МЗП и выше.
Есть минимальная сумма СО, которую высчитывают на основе 1 МЗП (в 2019 году 42 500 тенге). Её размер определяется так: 3,5% * 42 500 = 1488 тенге в месяц. Меньше этого соцотчисления не могут быть.
Как государство распределяет деньги, перечисленные как СО?
ГФСС осуществляет выплаты по 6 видам социального риска:
Как получить социальные выплаты из ГФСС?
Необходимо обратиться в соответствующую инстанцию:
Заявления рассматриваются 10 рабочих дней со дня поступления документов, после чего принимается решение о назначении выплат. В случае отказа вам письменно сообщат о причинах такого решения и вернут представленные документы.
От чего зависит размер выплат?
Размер социальной выплаты зависит от вашей среднемесячной заработной платы и зачастую от стажа участия в системе обязательного социального страхования. Расчет размера выплат по каждому из рисков подробно описан на сайте «Электронного правительства для граждан».
Например, социальные выплаты по потере работы назначаются в связи со стажем. Так, выплаты назначаются на 1 месяц в случае, когда производились социальные отчисления от 6 до 12 месяцев; на 2 месяца – когда были соцотчисления от 12 до 24 месяцев; на 3 месяца – в случае, если СО производились от 24 до 36 месяцев; на 4 месяца – в случае, когда производились социальные отчисления более 36 месяцев. Максимальный срок назначения таких выплат – полгода. На него могут рассчитывать только те, кто потерял работу из-за сокращения или ликвидации компании.
Как проверить, что ваш работодатель делает отчисления?
В отличие от социального налога движение социальных отчислений отследить легко. Для этого работник, за которого работодатель уплачивает отчисления в ГФСС, может запросить информацию на сайте ГФСС, через портал «Электронного правительства» или получить выписку в филиалах фонда. Услуга оказывается бесплатно.
Если вы обнаружили, что ваш работодатель не делает за вас социальных отчислений, можете сообщить об этом в налоговую службу либо трудовому инспектору.
Можно ли отказаться от уплаты СО?
Нет. Делать социальные отчисления – обязанность работодателя. За уклонение от этой обязанности предусмотрено административное наказание в виде штрафов. Пеня начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК.
В случае непогашения задолженности по соцотчислениям, орган госдоходов приостанавливает расходные операции по банковским счетам и кассе плательщика, а затем взыскивает сумму этой задолженности в принудительном порядке. Если на банковском счёте плательщика в национальной валюте денег нет, иностранную валюту взыщут с соответствующих счетов на основании инкассовых распоряжений, выставленных в национальной валюте органами госдоходов.
Чем чревато отсутствие соцотчислений?
При отсутствии социальных отчислений человек не сможет рассчитывать на выплаты, приведённые в карточке №5.
Можно ли самому делать СО, если нет работы или есть другой доход?
Можно. Для этого есть Единый совокупный платёж. Физические лица, являющиеся плательщиками ЕСП, могут отчислять 20% от объекта исчисления СО. Оплатить ЕСП можно как с помощью наличных денег в банках, так и безналичным способом, отправляя средства на счёт госкорпорации «Правительство для граждан», платёж через мобильные приложения банков.
Объектом исчисления является 1 МРП в городах и 0,5 МРП в других населённых пунктах.
Благодарим за помощь в подготовке материала директора бухгалтерской компании «Варити» Любовь Сапунову.
Система обязательного социального страхования Республики Казахстан
С обретением независимости в Казахстане строится собственная система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям. Отличительной чертой рыночной экономики является высокая степень ответственности каждого человека за формирование условий своей жизни. Следует отметить, что в жизни каждого человека могут возникнуть ситуации, угрожающие его существованию, с которыми в одиночку он справиться не может. В связи с чем определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения.
Социальные риски обычно обладают следующими признаками:
Во-первых, экономическими. К ним относятся:
— угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;
— угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.
Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.
Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.
Важное и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения — выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных.
В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты страховых выплат.
Международная организация труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты (рисунок 1).
Первый уровень — гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);
второй уровень — пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;
третий уровень — социальные выплаты за счет добровольного страхования.
Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.
Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.
Основными принципами обязательного социального страхования являются:
1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;
2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;
3) обязательность участия в системе социального страхования;
4) использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;
5) обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;
6) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.
Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее — Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.
При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:
с 1 января 2005 года — 1,5% от объекта исчислений;
с 1 января 2006 года — 2% от объекта исчислений;
с 1 января 2007 года — 3% от объекта исчислений;
с 1 января 2009 года — 4% от объекта исчислений;
с 1 января 2010 года — 5% от объекта исчислений.
Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.
Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.
Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.
ГФСС учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее — СОСС).
Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:
1) на случай утраты трудоспособности — со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты трудоспособности на основании медицинских заключений;
2) на случай потери кормильца — с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
3) на случай потери работы — со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;
4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами — с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листке нетрудоспособности;
5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) — с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;
6) на случай по потере дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года — с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.
В случае рождения двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается на каждого ребенка отдельно.
При этом размер минимальной социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности рождения ребенка). А максимальный размер — не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.
В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин — участников СОСС. В связи с чем суммы социальных выплат из Фонда в 2008 году резко увеличились (рисунок 2).
Следует отметить, что основной целью введения системы обязательного социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.
Размер социальных выплат из системы обязательного социального страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного участника СОСС, с учетом продолжительности и размеров отчислений.
В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и родам — 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу за ребенком — 8 998,8 млн тенге (43,9%) (рисунок 3).
Наибольшая доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике (рисунок 4).
Анализ деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения — эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.
Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита — это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.
Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты Казахстана содержат элементы по поддержанию экономического роста: справедливость в предоставлении защиты при наступлении социальных
Алмас Курманов, президент АО «Государственный Фонд социального страхования»
Социальное
страхование — система социальной справедливости
Сауле Дюсенова, президент АО «Государственный фонд
Число участников системы обязательного
социального страхования в Казахстане достигло 6,6 млн человек.
В череде событий
Можно долго рассуждать о том, как
непредсказуема жизнь, и великие мыслители оставили нам множество мудрых
изречений на эту тему. Мы живем в череде событий, важных и незаметных,
запланированных и случайных, радостных, а то и трагичных. И в тяжелой ситуации
нам необходима поддержка, на которую можно рассчитывать.
Обеспечить и гарантировать такую поддержку,
в том числе со стороны государства, призвана система социальной защиты. В
Казахстане она представлена в виде трех уровней. Первый, базовый, охватывает
всех без исключения граждан страны, независимо от того, работают ли они,
выходят на пенсию или пока посещают детский сад. К первому уровню соцзащиты
относятся, например, базовые пенсии по достижению установленного возраста,
государственные пособия по инвалидности или по потере кормильца. Размеры
базовых выплат не зависят от заработной платы получателя.
На втором, дополнительном, уровне действуют
уже другие правила. На размер выплат здесь влияют доходы, с которых
уплачиваются обязательные пенсионные взносы и социальные отчисления. То есть
второй уровень охватывает работающих граждан. Он представлен солидарной и
накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием.
Третий уровень — добровольный, он включает в
себя любые выплаты, которые гражданин формирует по своему усмотрению. Например,
в этот уровень входят пенсионные выплаты за счет добровольных взносов,
добровольное страхование от несчастных случаев и другие подобные формы
социальной защиты.
На втором уровне работает система
обязательного социального страхования. В Казахстане она существует с 2005 года.
Прошедшие годы и накопленный опыт позволяют говорить о том, что система
обязательного социального страхования подтвердила свою необходимость,
осуществляя участникам системы обязательного социального страхования социальные
выплаты из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) в определенных
случаях. К примеру, многим знакома ситуация, когда из-за кризисных явлений в
экономике на предприятиях значительно сокращается штат работников или компания
закрывается, а сотрудники остаются без работы. В случае такой потери дохода
человеку крайне сложно справиться в одиночку. И тогда надежной поддержкой
становятся социальные выплаты из ГФСС, которые компенсируют часть потерянного дохода.
Здесь также важно отметить, что социальные выплаты из ГФСС дополняют
государственные пособия из бюджета, такие как пособие по инвалидности или
потере кормильца.
Итак, на выплаты из ГФСС могут рассчитывать
только те, кто имеет официальный стаж работы и за кого работодатель производил
социальные отчисления в ГФСС. Поэтом и размер выплаты напрямую зависит от
доходов, с которых уплачивались отчисления, а также от продолжительности их
уплаты.
При этом самостоятельно занятые лица тоже не
остаются без социального страхования. Относящиеся к этой категории
индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, частные судебные
исполнители, профессиональные медиаторы самостоятельно производят социальные
отчисления в ГФСС, и при наступлении социального риска также могут рассчитывать
на выплаты из ГФСС.
Поддержка ГФСС распространяется и на
иностранных граждан, постоянно живущих и работающих в Казахстане, поскольку и
за них работодатели должны уплачивать социальные отчисления, ведь и у
иностранных работников могут возникнуть социальные риски, требующие
дополнительной поддержки.
Исключение составляют лица пенсионного
возраста — мужчины, достигшие 63 лет, и женщины, которым исполнилось 58 лет. За
них социальные отчисления в ГФСС не уплачиваются.
Шесть социальных рисков
Социальные выплаты из ГФСС получают
участники системы обязательного социального страхования в случаях, оговоренных
законодательно. Во-первых, это случаи утраты трудоспособности, и здесь выплата
будет зависеть от степени утраты общей трудоспособности, которая
устанавливается путем проведения медико-социальной экспертизы. Важно отметить,
что выплата из ГФСС в таких случаях производится независимо от того, прекратил
ли получатель социальной выплаты работать или продолжает получать доход.
Другая тяжелая жизненная ситуация — это
когда семья остается без кормильца. В этом случае все члены семьи, бывшие на
иждивении, получают ежемесячные социальные выплаты из ГФСС. Такое же право
имеют члены семьи кормильца, признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного
умершим.
Кроме того, получатели социальных выплат из
ГФСС — женщины, ожидающие рождения ребенка (находящиеся в декретном отпуске),
при этом в случае осложненных родов выплата увеличивается; лица, усыновившие
(удочерившие) новорожденного ребенка (детей); а так же родители, которые
ухаживают за ребенком до года (находящиеся в отпуске по уходу за ребенком), в
этом случае размер выплат составляет до 40% утраченного дохода.
Таким образом, существует шесть социальных
рисков, которые перечислены. Если представить систему выплат в деталях, то
каждый из шести случаев имеет свои особенности.
Так, при утрате трудоспособности социальная выплата
назначается на весь период ее утраты. При этом важное значение имеет
установленная экспертами степень утраты общей трудоспособности.
Если говорить о социальной выплате на случай
потери кормильца, то она выплачивается детям умершего родителя до достижения
ими совершеннолетия. Но если дети — студенты, что учатся по очной форме
обучения, то они будут получать социальные выплаты из ГФСС до 23-летнего
возраста.
Социальные выплаты на случай потери работы
так же имеют свои особенности. Срок получения этого вида выплат — от одного до
четырех месяцев, он зависит от стажа участия работника в системе обязательного
социального страхования. В прошлом году срок выплат был увеличен до шести
месяцев в случаях увольнения по сокращению штатов, ликвидации организации или
снижения объемов производства, и это продление срока распространено только на
работников, имеющих стаж участия в системе обязательного социального
страхования 36 и более месяцев. Но социальные выплаты могут быть прекращены в
случае, если человека снимают с учета в качестве безработного.
Через систему поддержки материнства и
детства создаются благоприятные условия для повышения рождаемости и улучшения
положения семей с детьми. Более 93% всех выплат из ГФСС — это поддержка женщин,
выходящих в декретный отпуск и отпуск по у ход у за ребенком до одного года.
Социальная выплата на случай потери дохода в
связи с беременностью и родами из ГФСС выплачивается единовременно и
обеспечивает все дни декретного отпуска, в котором находится женщина. При
усыновлении (удочерении) новорожденного ребенка (детей), человек также получает
все положенные выплаты из ГФСС, связанные с декретным отпуском и отпуском по
уходу за ребенком. Нужно помнить, что помимо дополнительной поддержки из ГФСС и
работающие, и неработающие родители при появлении на свет малыша получают за
счет бюджетных средств единовременное государственное пособие на рождение
ребенка.
Следует также отдельно остановиться на
факторах, регламентирующих право на получение социальных выплат из ГФСС и их
объем. В первую очередь размер социальной выплаты напрямую зависит от суммы
поступивших ежемесячных социальных отчислений и стажа участия в системе
обязательного социального страхования конкретного человека. Большое значение
имеет своевременная и полная уплата социальных отчислений в ГФСС. Поэтому
каждому работнику необходимо постоянно контролировать социальные отчисления,
которые уплачены за него, и требовать от работодателя своевременного и полного
их предоставления.
Нужно также помнить, что на социальные
выплаты из ГФСС могут рассчитывать только те, кто до наступления страхового
случая официально трудился и за них должны уплачиваться социальные отчисления в
ГФСС.
И в связи с этим должна отметить, что в
стране обеспечивается широчайший спектр государственной поддержки для
трудоустройства граждан. В рамках Программы развития продуктивной занятости и
массового предпринимательства производится обучение в первую очередь молодежи
востребованным на рынке труда специальностям, обучение основам
предпринимательства и компьютерной грамотности. Организуются молодежная
практика, социальные рабочие места, общественные работы, предоставляются
возможности микрокредитования для желающих заняться предпринимательством.
Экономическая основа социальной поддержки
Говоря о том, как формируются резервы ГФСС,
необходимо подчеркнуть, что социальные отчисления не удерживаются из заработной
платы работника, они уплачиваются за счет средств работодателя. То есть
работник не тратит собственные средства. Система построена так, что
работодатель обязан страховать своих работников от социальных рисков.
Ставка социальных отчислений составляет 5%
от дохода. Если обратиться к цифрам, то, по данным на первое июля текущего
года, социальные отчисления уплачивались за 6,6 млн человек. Для сравнения, в
2005 году, когда система обязательного социального страхования делала свои
первые шаги, социальные отчисления уплачивались за 4,1 млн человек.
Социальные отчисления расходуются строго по
целевому назначению: на социальные вы-
платы на случаи утраты трудоспособности,
потери кормильца, потери работы, по беременности и родам или в связи с
усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также в связи с
уходом за ребенком до одного года.
С начала введения в Казахстане системы
обязательного социального страхования (2005 год) более 3,5 млн человек получили
социальные выплаты из ГФСС на общую сумму более 825 млрд тенге.
Как финансовый институт, существующий в
условиях рынка, ГФСС не должен быть статичным, он развивается и обеспечивает
сохранность социальных отчислений путем их размещения в ценные бумаги
Национальным банком РК при помощи различных финансовых инструментов,
определенных Правительством РК. На первое июля 2017 года активы ГФСС
инвестированы в государственные ценные бумаги с минимальным кредитным риском,
из них 62% составляют казначейские облигации Министерства финансов, 27% —
краткосрочные ноты Национального банка Республики Казахстан, 10% — депозиты
Национального банка Республики Казахстан и операции обратного РЕПО.
В целях поддержки покупательской способности
социальных выплат также нужно отметить, что с учетом изменений
макроэкономических параметров, в том числе инфляции, за счет активов ГФСС
каждый год повышаются размеры выплат по утрате трудоспособности и потере
кормильца. В текущем году с первого января произведено повышение социальных
выплат из ГФСС на 7%.
Это один из наиболее частых вопросов от
граждан, желающих получить поддержку от ГФСС. Для получения социальных выплат необходимо
обратиться с заявлением в отделения Государственной корпорации «Правительство
для граждан» по месту жительства. При этом для удобства обслуживания населения
предусмотрена возможность одновременно подать сразу два заявления: на
назначение государственного пособия за счет бюджетных средств и назначение
социальной выплаты из ГФСС по таким выплатам, как утрата трудоспособности и
потеря кормильца. А подавая документы на получение единовременного пособия из
бюджета на рождение ребенка, можно сразу же сдать док у менты на социальные
выплаты из ГФСС по уходу за ребенком до одного года.
За назначением социальной выплаты по
беременности и родам необходимо обратиться в отделение Госкорпорации после
получения больничного листа по беременности и родам.
Над усовершенствованием системы оказания
услуг и созданием условий быстрого и комфортного оформления всех необходимых
документов проводится
постоянная планомерная работа. Например, в
тот момент, когда человек обращается в отделение медико-социальной экспертизы
за установлением степени утраты трудоспособности, одновременно он может
написать несколько заявлений: на назначение государственного пособия по
инвалидности, специального государственного пособия за счет средств
государственного бюджета и социальной выплаты из ГФСС. Так отпадает
необходимость обходить несколько офисов различных социальных служб.
Человек, потерявший работу, при обращении в
отделение Центра занятости населения за регистрацией в качестве безработного
может там же написать заявление на назначение социальной выплаты на случай
потери работы из ГФСС, обязательно приложив сведения о номере банковского счета
для перечисления средств.
С развитием информационных технологий
государство с каждым годом совершенствует порядок обращения за получением
государственных услуг, в том числе в сфере обязательного социального
страхования. Поэтому многие виды услуг можно получить через портал электронного
Правительства. Предусмотрена также возможность запроса необходимых документов
для назначения социальной выплаты через информационные системы государственных
органов и организаций. Если уже есть сведения о регистрации в качестве
безработного, то при наличии электронно-цифровой подписи можно подать заявление
на назначение социальной выплаты на случай потери работы из ГФСС через
веб-портал электронного Правительства. Также через веб-портал участники системы
обязательного социального страхования могут оформить социальную выплату на
случай потери дохода в связи с уходом за ребенком до одного года.
Отмечу, что внедрение именно таких
дистанционных методов обслуживания граждан, когда все услуги можно получить, не
выходя из дома, стало одним из главных приоритетов в совершенствовании
деятельности ГФСС.
Система обязательного социального
страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических
отношений современного Казахстана. Ее принципиальное отличие от других видов
страхования состоит в том, что она предоставляет защиту от материальной
необеспеченности и построена по принципу социальной справедливости. Социальным
страхованием охвачены только люди, живущие за счет собственного труда, основным
источником существования которых служит заработная плата или доход от
предпринимательской деятельности. Г ФСС призван поддерживать трудщееся
население, и социальные отчисления — это гарантия страхования от возможных
социальных рисков.
Правительство постановлением от 15 июня 2023 года утвердило «Перечень и лимиты финансовых инструментов для инвестирования активов акционерного общества «Государственный фонд социального страхования», сообщает Zakon.kz.
Согласно постановлению от 15 июня 2023 года № 473, Государственный фонд социального страхования (Фонд) имеет право инвестировать свои активы в следующие виды финансовых инструментов:
Кроме того, правительство постановлением от 15 июня 2023 года № 475 установило предельную величину процентной ставки комиссионного вознаграждения Фонда в размере не более 0,70% от сумм поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода на счет Фонда за отчетный месяц. Ранее эта величина составляла не более 0,78%.
Также постановлением от 15 июня 2023 года № 474 установлены нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость Фонда:
При этом провизии, как приведенная стоимость будущих социальных выплат получателям из Фонда, ежегодно определяются Фондом с использованием актуарных расчетов.
Все три постановления вводятся в действие 1 июля 2023 года.
* 01.08.2023 жылға сонғы 12 айда
Әлеуметтік төлем алушылар
* 2023 жылғы қаңтар-шілде айында
* 2005 жылдан бастап
құқық қайтыс болу туралы куәлікте көрсетілген қайтыс болған күннен бастап не жүйеге қатысушы азаматты қайтыс болды деп жариялау туралы сот шешімі күшіне енген күннен бастап не оны хабар – ошарсыз кетті деп тану туралы немесе оны қайтыс болды деп жариялау туралы сот шешімінде көрсетілген күннен бастап туындайды.
құқық еңбекке уақытша қабілетсіздік парағында көрсетілген жүктілігі және босануы бойынша демалыс күнінен не еңбекке уақытша қабілетсіздік парағында көрсетілген жаңа туған баланы (балаларды) асырап алған жұмыскердің демалыс күнінен бастап туындайды.
құқық ҚР Халықты жұмыспен қамту туралы заңнамасына сәйкес міндетті әлеуметтік сақтандыру жүйесіне қатысушы жұмыссыз ретінде тіркелген күннен бастап туындайды. Б ЖТ төлеушілерге қолданылмайды.
право возникает с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка; в случаях усыновления (удочерения) ребенка (детей) и назначения опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до полутора лет:
— со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) или со дня назначения опекуна.
құқық медициналық-әлеуметтік сараптама (МӘС) бөлімшесі жүйеге қатысушының жалпы еңбек ету қабілетінен (ОЖБ) айрылу дәрежесін белгілеген күннен бастап туындайды.
Қыр. 11, 2023
Балалы отбасыларды әлеуметтік қолдау шаралары туралы
Там. 29, 2023
Н. Кемел міндетті әлеуметтік сақтандыру жүйесіндегі жаңалықтарды атап өтті