Выездная и камеральная проверки ПФР

Выездная и камеральная проверки ПФР ФСС
Содержание
  1. Что изучают специалисты при выездной проверке
  2. Что ищут проверяющие
  3. Что делают проверяющие в случае выявления нарушений?
  4. На что обратят особое внимание контролеры?
  5. Что проверяет фсс?
  6. Что если учреждение не согласно с результатами проверки?
  7. Что если обнаружены ошибки и несоответствия?
  8. Что проверяют камеральным способом
  9. За что предпринимателя может оштрафовать фсс?
  10. «миграция» страхователя между региональными отделениями фсс
  11. Величина расходов по страхованию нс и пз менее 50% от суммы всех страховых взносов
  12. Виды проверок со стороны фсс
  13. Выездная проверка пфр
  14. Два типа проверок пенсионного фонда
  15. Изменение страхового тарифа без смены вида экономической деятельности
  16. Как определяются кандидаты на проверку?
  17. Как оформляются результаты выездной проверки?
  18. Как самостоятельно оценить риски визита инспекторов фсс?
  19. Как составляется план-график проверок?
  20. Какие документы будут затребованы при проверке?
  21. Какие документы необходимо предъявлять по требованию проверяющих?
  22. Камеральная проверка пфр
  23. Количество корректировок, при которых уточняется размер облагаемой базы
  24. Место проведения выездной проверки.
  25. Наличие страховых взносов по льготным тарифам
  26. Организация выездных проверов пфр.
  27. Особенности проведения камеральной проверки пфр
  28. Отказ от предоставления пояснений по несоответствиям, выявленным инспекторами фсс в ходе камеральных проверок
  29. Периоды и сроки проведения выездной проверки.
  30. Размер средней зарплаты на предприятии.
  31. Решение о проведении выездной проверки.
  32. Требования о представлении документов.
  33. Фот нс и пз меньше фот вним
  34. Итоги проверки

Что изучают специалисты при выездной проверке

Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:

  • учетная документация;
  • отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
  • расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
  • кассовые, банковские бумаги;
  • лицензии;
  • финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
  • договоры и допсоглашения;
  • приказы руководства;
  • документы индивидуального учета в системе ПФР.

При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.

Что ищут проверяющие

Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:

  • корректность определения размера взносов;
  • база, по которой начисляются взносы;
  • суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
  • правильность применения тарифа;
  • обоснованность применения льготного тарифа;
  • время предоставления расчетов и их полнота;
  • полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Ревизоров интересует главным образом то, не скрывают ли плательщики часть средств от включения в базу для расчета страховых начислений, например, путем «серых» и «черных» зарплат, необоснованного применения пониженного тарифа, гражданских договоров, необязательных к заключению и др.

Что делают проверяющие в случае выявления нарушений?

 Если в ходе выездной проверки были выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, территориальный орган ПФР в соответствии с требованиями Методических рекомендаций:

  • осуществляет подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений;
  • производит доначисление сумм страховых взносов;
  • формирует предложения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за правонарушение, а также об устранении выявленных нарушений.

 По каждому выявленному факту нарушения законодательства к материалам проверки должны быть приложены копии соответствующих документов.

На что обратят особое внимание контролеры?

Отметим, что в первую очередь проверяются индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию (достигающих пенсионного возраста) в течение ближайших двух лет. Если таковых работников в учреждении нет и численность работающих лиц – до 30 человек, проверка индивидуальных сведений будет проведена в отношении всех работников.

Если у организации большая численность, то осуществляется выборочная проверка (не менее 7% от общей численности). Однако обращаем внимание, что в случае установления недостоверных сведений специалисты ПФР вправе провести сплошную проверку (п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

Что проверяет фсс?

Во время плановых визитов инспекторов ФСС интересуют:

  • правильность расчета страховых взносов, включая те, которыми занимается ФНС – например, ВНиМ (взносы по временной нетрудоспособности и материнству);
  • выплаты при наступлении страховых случаев – при получении травм на производстве, выход в декрет, временная нетрудоспособность по больничному и пр.;
  • выдача застрахованным сотрудникам путевок на санаторно-курортное лечение.

Почти всегда проверяют больничные листы: 

Кроме этого, конечно же, проверяют правильность расчета самого пособия.

Что если учреждение не согласно с результатами проверки?

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, проверяемое учреждение в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Что если обнаружены ошибки и несоответствия?

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ при обнаружении в представленных страхователем данных ошибок и (или) несоответствий сведениям, имеющимся у ПФР, специалисты фонда направляют уведомление об устранении их в течение пяти рабочих дней.

Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день с даты отправления заказного письма.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа ПФР составляется акт, который подписывается им и лицом, совершившим правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт в нем делается соответствующая запись.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма.

Что проверяют камеральным способом

Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:

  • принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
  • подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
  • арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
  • анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
  • правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
  • полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.

За что предпринимателя может оштрафовать фсс?

Возможные нарушения и санкции прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В частности, работодателя могут наказать, если:

  1. Компания вовремя не отправила форму 4-ФСС: документ сдают 4 раза в год – в апреле, июле, октябре и январе, до 20 числа этих месяцев (в бумажном виде, для электронной отчетности — до 25 числа). За нарушение сроков начисляют штраф – 5% от суммы страховых платежей за каждый месяц просрочки. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 р., а максимальный – 30% от взносов на травматизм. 
  2. Нарушены сроки перечисления взносов на НС и ПЗ – платеж нужно провести до 15 числа следующего за отчетным месяца. За неуплату или неполную уплату штраф составит 20% от суммы долга, а если удастся доказать умышленный характер задержки – то размер штрафа возрастет до 40%. Плюс придется оплатить набежавшие пени – по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Если же размер долга составляет более 1,8 млн р., то «подключается» уголовная ответственность (ст. 199.3 УК РФ) со штрафами до 300 тыс. р., принудительными работами или арестом на срок 1 год.
  3. Представлен отчет в бумажном виде – если отчет включает в себя сведения о 25 или более сотрудниках, то ФСС примет только электронный вариант. За бумажную версию придется оплатить штраф в 200 р. Впрочем, оплата штрафа не освобождает от обязанностей по отправке электронной отчетности.
  4. Не представлены документы – штраф 200 р. за каждый экземпляр, необходимый для контроля за правильностью начисления взносов.
  5. Нарушили сроки регистрации в ФСС для ИП: предприниматель обязан зарегистрироваться в течение 30 дней с момента найма первого сотрудника, то есть с даты заключения трудового или ГПХ договора. За нарушение сроков придется выплатить штраф в размере 5 тыс. р. Если просрочка составляет 90 дней и более, то сумма наказания возрастает до 10 тыс. р.
Читайте также:  Фсс ильинское шоссе д 1 красногорский район

Напоминаем, что все отчеты в ФСС легко сдать с помощью сервиса Небо. Отчет точно дойдет в срок и вы избежите штрафов и других санкций. Сервис проверяет отчеты на наличие ошибок. 

«миграция» страхователя между региональными отделениями фсс

Если организация многократно снималась с учета в одном месте, а затем вставала на учет в другом, то такие «перебежки» могут вызвать подозрение у представителей ФСС: так часто поступают мошенники и фирмы-однодневки. 

Риски в этом случае рассчитываются так:

Количество записей с формулировкой «передан» > 2

Величина расходов по страхованию нс и пз менее 50% от суммы всех страховых взносов

Если за отчетный период расходы по страхованию НС и ПЗ составляют менее половины от всех начисленных взносов, то предпринимателю стоит ждать повышенного внимания со стороны представителей ФСС. 

В общем виде формула выглядит следующим образом:

Сумма расходов НС и ПЗ / Сумма начисленных страховых взносов < 50%

В ФСС уверены, что регулярная оценка деятельности компании по данным критериям поможет малому бизнесу самостоятельно выявлять и исправлять ошибки при расчетах страховых взносов, а значит снизит риск попадания своей организации в список объектов для выездных проверок.

Виды проверок со стороны фсс

Существуют камеральные и выездные проверки ФСС: в первом случае инспекторы проверяют сданную предпринимателями отчетность, а во втором – приходят с визитом в офис компании вместе с представителями налоговой службы. 

Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми:

  • плановые визиты проводят на основании годового графика: в план могут попасть любые компании, вне зависимости от масштаба деятельности или численности штата;
  • внеплановые визиты – это результат жалоб, поступивших от бывших или нынешних сотрудников, а также ошибок или неточностей, найденных в отчетности в ходе камеральных проверок.

Выездная проверка пфр

Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.

Два типа проверок пенсионного фонда

ПФР может производить два типа проверок:

  • камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
  • выездную – плановую ежегодно или внеплановую.

Изменение страхового тарифа без смены вида экономической деятельности

Любое изменение величины страхового тарифа по ОСС, не подтвержденное изменением основного вида деятельности по ОКВЭД, вызывает интерес у представителей фонда.  На практике это можно выразить следующей записью:

Тариф страхователя ≠ Тариф, указанный в системе «Соцстрах»

Дело в том, что страховой тариф напрямую влияет на размер страховых взносов. Когда предприниматель переходит на меньший тариф, он снижает класс профессионального риска: если при этом вид деятельности остается прежним, фонд вправе заподозрить попытку обмана. Чтобы избежать подобной ситуации, позаботьтесь о наличии обоснования для увеличения или изменения тарифа.

Как определяются кандидаты на проверку?

 Один из разделов Методических рекомендаций посвящен планированию выездных проверок. Оно включает отбор плательщиков страховых взносов на основе ряда критериев, в том числе показателей деятельности:

  • отнесение к числу крупнейших плательщиков;
  • несвоевременное представление индивидуальных сведений;
  • наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
  • наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
  •  уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
  • неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • периодичность проведения проверок плательщика не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
  • поступление от органов ФНС информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

 К сведению: Письмом от 22.02.2021 №ПА-4-2/2859@, №ТМ-30-25/1769 ФНС и ПФР сообщили, что заключили Соглашение ФНС России №ММВ-27-2/5, ПФ РФ №АД-30-33/04сог от 22.02.2021 «По взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации».

Согласно данному документу налоговые органы предоставляют органам ПФР на федеральном уровне информацию о налоговых агентах (организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доход.

Как оформляются результаты выездной проверки?

 В последний день выездной проверки должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов, ее проводящие, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом №957н (приложение 18).

В течение двух месяцев со дня составления этой справки по результатам проверки должен быть составлен акт по форме 17-ПФР в соответствии с требованиями к акту выездной проверки, которые установлены Приказом №957н (приложения 26, 28).

Следует помнить, что в акте выездной проверки не отражают неуплату текущих платежей. По текущим платежам страховых взносов составляется справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме 3-ПФР согласно Приказу №957н (приложение 5).

 Акт выездной проверки должен состоять из трех частей:

  • вводной (содержит общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов);
  • описательной;
  • итоговой.

 В случае выявления нарушений законодательства РФ о страховых взносах в описательной части акта отражаются сведения:

  • выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;
  • выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для их начисления;
  • выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
  • выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.

 В случае установления расхождений по размеру базы для начисления страховых взносов или сумме начисленных и уплаченных (перечисленных) взносов необходимо описать суть выявленных нарушений со ссылками на нормативные документы. Суммы расхождений следует привести в таблице с разбивкой по нарушениям и отчетным периодам с указанием фамилии и инициалов застрахованного лица, по которому обнаружено занижение базы для начисления страховых взносов или суммы начисленных и уплаченных взносов.

 В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.

 Если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные аспекты и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений по правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты страховых взносов.

 Итоговая часть акта выездной проверки содержит:

  •  выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату);
  • предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля по устранению выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах;
  • предложения органа контроля о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и состава правонарушений;
  • указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

 Акт проверки подписывается:

  • с одной стороны – лицами, проводившими выездную проверку;
  • с другой – лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), отказывается подписать акт, об этом делается соответствующая запись в акте проверки.
Читайте также:  Справка о полученных пособиях из ФСС: как и где получить

 Акт проверки втечение пяти дней с даты подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения акта указанным лицом (его уполномоченным представителем).

 В течение 10 дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту должно быть принято решение по результатам выездной проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, например, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых.

 Решение по результатам выездной проверки не принимается в случае отсутствия нарушений по результатам проверки.

 Материалы выездной проверки приобщаются в наблюдательное дело плательщика страховых взносов.

 На основании вступившего в силу решения плательщику страховых взносов, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в этом, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации»

Как самостоятельно оценить риски визита инспекторов фсс?

ФСС опубликовал критерии самостоятельной оценки рисков для предпринимателей: с их помощью все заинтересованные лица могут оценить вероятность плановых и внеплановых проверок в ближайшей перспективе.

Для расчетов понадобятся следующие сведения:

  • информация о начисленных и уплаченных взносах;
  • сведения из 4-ФСС;
  • данные по страховым взносам, которые находятся в ведении ФНС.

Рассмотрим порядок расчета подробнее.

Как составляется план-график проверок?

 Пунктом 3 ст. 33 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что территориальные органы ПФР и ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов таких проверок.

Согласно Методическим рекомендациям ежегодный план-график проведения проверок формируется на основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируются проверки.

 Территориальные органы ПФР при проведении выездных проверок осуществляют контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

 Обратите внимание: в соответствии с Соглашением о взаимодействии ПФ РФ и ФСС РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов, заключенным 28.10.2009 № АД-30-35/10сог, № 02-43/07-2205П, план-график утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года на каждый последующий год.

Какие документы будут затребованы при проверке?

Примерный перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованного лица, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям № 11п. Вот некоторые из перечисленных документов:

  • учредительные документы;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда.

Отметим: поскольку проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке, необходимо подготовить документы да данный период (см. п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

Какие документы необходимо предъявлять по требованию проверяющих?

 В зависимости от степени охвата проверкой документов и информации может быть проведена сплошная или выборочная проверка. Проверке подвергаются:

  • при применении сплошного метода – все документы и информация, относящиеся к начислению страховых взносов;
  • при применении выборочного метода – выбранные элементы одной статьи отчетности или группы однотипных операций, что позволяет сформировать выводы, касающиеся элементов всей статьи или группы операций.

К сведению: объем проверяемых документов и информации о деятельности плательщика страховых взносов должностные лица, проводящие проверку, определяют самостоятельно, исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского учета плательщика, а также вероятности нарушений исчисления страховых взносов.

 В соответствии с п. 7.4 Методических рекомендаций комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки, включает:

  • учредительные документы (устав и (или) учредительный договор, положение);
  • приказы об учетной политике;
  • разрешительные документы (лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.);
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;
  • бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период (главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.);
  • аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам учета расчетов с персоналом по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, с подотчетными лицами, учета денежных средств;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов. Рекомендуемая форма приложена к Письму ПФ РФ от 26.01.2021 № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2021 № 02-03-08-56П;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
  • банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы);
  • первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы), в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц.

 Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период.

 Обратите внимание: возможный перечень документов, которые могут быть истребованы при выездной проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Камеральная проверка пфр

Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.

Количество корректировок, при которых уточняется размер облагаемой базы

Особое внимание уделяется корректировкам в сторону уменьшения базы. Расчет производится по формуле:

Максимальный процент = 100 – (сумма начисленных взносов в уточненной отчетности / базовая сумма начисленных взносов Х 100)

Если за отчетный период компания представила более 3 уточненных расчетов, при этом величина облагаемой базы менялась более чем на 10%, то риск визита ФСС увеличивается.

Место проведения выездной проверки.

 Обычно выездная проверка проходит на территории проверяемых. Доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой взносов о проведении выездной проверки данного плательщика.

 Обратите внимание: если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа ПФР.

Наличие страховых взносов по льготным тарифам

Речь идет о страховых выплатах и вознаграждений работающих инвалидов, которые учитываются при расчете ФОТ НС и ПЗ:

Читайте также:  Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ • Президент России

Фонд оплаты труда инвалидов Х страховой тариф в % Х 60%

Организация выездных проверов пфр.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закона от №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд.

Первоначально Правлением ПФР (Распоряжение от 11.05.2021 № 127р) были утверждены Временные методические указания по организации проведения выездных проверок. Однако этот документ во многом повторял положения названного закона и не давал четкого представления об основных аспектах, подлежащих проверке и описанию в акте выездной проверки.

В связи с этим для установления единообразной правоприменительной практики по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2021 №34р были утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации). Ранее действовавший документ, регулирующий порядок проверок, признан утратившим силу.

 Обратите внимание: хотя Методические рекомендации были утверждены в 2021 году, данный документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2021 года.

Особенности проведения камеральной проверки пфр

  1. Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
  2. Для этого типа проверок не утверждаются планы.
  3. Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
  4. Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
  5. Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.

Отказ от предоставления пояснений по несоответствиям, выявленным инспекторами фсс в ходе камеральных проверок

Сюда же относят и отказ предоставить проверяющим из фонда те или иные документы. Формула расчета при этом выглядит так:

Количество требований, выставленных ФСС – Количество исполненных требований > 0

Периоды и сроки проведения выездной проверки.

 Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

 В разделе VI Методических указаний установлено:

  • в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки;
  • срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке, при этом проверка не может продолжаться более двух месяцев;
  • общий срок приостановления выездной проверки не может превышать шесть месяцев (ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ);
  • если в течение шести месяцев орган контроля за уплатой страховых взносов не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.

 На период приостановления выездной проверки приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов по истребованию документов у плательщика взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия органа контроля за уплатой страховых взносов на территории (в помещении) плательщика, связанные с указанной проверкой.

Размер средней зарплаты на предприятии.

Если это значение ниже средних показателей по отрасли, то риск визита ФСС повышается. Для расчета используется следующая формула:

Средняя зарплата = Фонд оплаты труда за отчетный период из 4-ФСС / среднесписочная численность сотрудников / количество месяцев в расчетном периоде

Обратите внимание, что полученное значение нужно сравнить со средним уровнем зарплаты не в отдельном регионе, а в целом по отрасли или по конкретному виду деятельности. Уточнить актуальные показатели можно на сайте ФНС.

Решение о проведении выездной проверки.

 Основанием для выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения или по месту жительства физического лица.

Решение о проведении выездной проверки выносится в двух экземплярах по форме 9-ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее – Приказ № 957н) (приложение 14):

  • первый экземпляр вручается для ознакомления проверяемому плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю) на его территории (в его помещении) или в помещении территориального органа ПФР – в зависимости от места проведения проверки;
  • второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки.

 После того, как плательщик страховых взносов ознакомится с решением и подпишет его, должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее выездную проверку, вручает плательщику требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки.

Требования о представлении документов.

 Органы контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

Это предусмотрено ст. 37Федерального закона №212-ФЗ. Согласно ч. 2 данной статьи истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

 Отметим, что законодательство не предусматривает требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов.

 К сведению: количество требований, выставляемых проверяющими плательщику страховых взносов в ходе выездной проверки, не ограничено. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками всех документов, подлежащих проверке (ч. 4 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

 Документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Федерального закона №212-ФЗ).

 В ходе выездной проверки при выставлении требования о представлении документов, подлежащих проверке, следует руководствоваться:

  • Постановлением от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;
  • Постановлением от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»;
  • Постановлением от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

 Обратите внимание: в соответствии со ст. 48 Федерального закона №212-ФЗ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении выездной проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Фот нс и пз меньше фот вним

Речь идет о двух фондах оплаты труда (ФОТ): от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ), а также на случай временной нетрудоспособности по больничному листу или в связи с материнством (ВНиМ). 

Если сумма выплат и вознаграждений в первом случае окажется меньше, чем во втором, в ФСС таким обстоятельством точно заинтересуются. В виде записи это выглядит так:

ФОТ НС и ПЗ по данным расчета, представленного страхователем < ФОТ ВНиМ по данным ФНС

Итоги проверки

В последний день проверки сотрудники ПФР составят справку о проведении проверки. После этого в течение двух месяцев ПФР подготовит акт выездной проверки. Если компания не согласна с актом, то в течение 15 дней со дня его получения она может представить письменные возражения в территориальный орган ПФР (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Материалы проверки рассмотрит руководитель (замруководителя) ОПФР (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ) и решит, привлекать компанию к ответственности или нет. Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней. Если компания не согласна с решением, она может обжаловать его в судебном порядке (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Оцените статью
ФСС Help
Добавить комментарий