Фонд социального страхования Российской Федерации
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 июля 2022 года; проверки требуют 8 правок.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) — российский государственный внебюджетный фонд, существовавший с 1991 г. по 1 января 2023 г. Деятельность фонда регулировали Бюджетный кодекс, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» и другие нормативные акты РФ.
Фонд осуществлял следующие функции:
Профилактика травматизма и профессиональной заболеваемости
Отличие подходов в использовании СИЗ (в РФ — по сравнению с развитыми странами) отчасти объясняется сложившимися (в условиях не регистрации большей части случаев развития профзаболеваний) традициями; а отчасти — лоббированием интересов поставщиков влиятельной организацией, где работает два бывших начальника Департамента условий и охраны труда (Минтруда).
Социальное страхование — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.
Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей:
Доходы и расходы системы обязательного социального страхования
Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами:
Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.
Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.
Случаи, когда взносы не уплачиваются
Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:
Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):
Основные расходы фондов
Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчётным.
Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчётности от предприятий (страхователей), учёт платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.
Администрированием занимаются два фонда:
Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов открывается на расчётный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо — сотрудника организации.
Предприятия (страхователи) ежеквартально сдают отчётность в фонды. Если на предприятии работает больше 25 сотрудников, то отчётность в обязательном порядке сдаётся в электронном виде с электронной цифровой подписью через Интернет.
Об истории ФСС смотри Фонд социального страхования Российской Федерации. Раздел История
Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года.
СФР создан для осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.
Функции и полномочия учредителя СФР осуществляет Правительство Российской Федерации.
Органами управления Фонда являются председатель Фонда и правление Фонда. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности правления Фонда осуществляется центральным аппаратом Фонда. В структуру Социального фонда также входят территориальные Отделения СФР в субъектах РФ, а также подведомственные Фонду учреждения, включая реабилитационные центры.
Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Правление Фонда является коллегиальным органом управления Фонда. Численность правления Фонда составляет 35 человек.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений создается контрольно-ревизионная комиссия Фонда.
Функции Социального фонда:
В целях оптимизации структуры ПФР и ФСС, централизации установления социальных выплат, а также сокращения существующих издержек на базе указанных фондов создается «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (сокращенное название — Социальный фонд России, СФР).
Закон определяет правовое положение фонда, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия фонда, органы управления и их компетенцию, регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом фонда, а также устанавливает социальные гарантии его работникам.
Учредителем фонда от имени РФ выступит Правительство РФ.
С момента создания фонда он в полном объеме будет осуществлять функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Работники ПФР, ФСС и их территориальных органов смогут осуществлять трудовую деятельность в фонде и его территориальных органах без испытательного срока и аттестации.
Дата публикации на сайте: 14.07.2022
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ