Проверка ФСС правильности выплат пособий в учреждении

Проверка ФСС правильности выплат пособий в учреждении ФСС
Содержание
  1. Незначительное сокращение рабочего времени
  2. Из фонда социального страхования организацией получены решения о проведении выездной проверки ооо: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление правительства рф от 21.04.2021 n 294) в связи с планом-графиком проведения выездных проверок на текущий год; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (федеральный закон от 24.07.1998 n 125-фз). ооо внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. основной вид деятельности организации — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. правомерны ли выездные проверки фсс в 2021 году в отношении организации с учетом п. 7 постановления правительства рф от 30.11.2020 n 1969 (ооо не подпадает под п. 8 указанного положения)?
  3. Фиктивность трудовых отношений
  4. За что предпринимателя может оштрафовать фсс?
  5. Возражения по акту проверки
  6. Составление акта камеральной проверки
  7. Больничный выдан с нарушениями установленного порядка
  8. Документы
  9. Что готовить и чего ожидать?
  10. Вводная информация
  11. Кто рискует попасть в «чёрный список»?
  12. Порядок проведения камеральной проверки
  13. Кто находится в зоне особого внимания пфр и фсс?
  14. Внеплановые проверки фсс
  15. Изменение страхового тарифа без смены вида экономической деятельности
  16. Какие организации первыми попадают на контроль?
  17. Результаты проверки
  18. Виды проверок со стороны фсс
  19. Размер средней зарплаты на предприятии.
  20. Что проверяет фсс?
  21. Как самостоятельно оценить риски визита инспекторов фсс?
  22. Проверка пфр: что нужно представить
  23. Совет
  24. Основания для проведения камеральной проверки
  25. Фот нс и пз меньше фот вним
  26. Выездные проверки пенсионного фонда и фсс
  27. Количество корректировок, при которых уточняется размер облагаемой базы
  28. Проверка фсс: на что обращают внимание
  29. Наличие страховых взносов по льготным тарифам
  30. Для чего нужны проверки фсс?
  31. «миграция» страхователя между региональными отделениями фсс
  32. Отказ от предоставления пояснений по несоответствиям, выявленным инспекторами фсс в ходе камеральных проверок

Незначительное сокращение рабочего времени

Согласно ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица (но не менее минимального размера этого пособия, установленного ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). Данное пособие выплачивается лицу, осуществляющему непосредственный уход за ребенком и находящемуся в декретном отпуске.

При этом п. 2 названной статьи предусмотрена возможность сохранения права застрахованного лица на указанное пособие при условии осуществления им трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжении осуществления ухода за ребенком.

Между тем вопрос о том, на сколько именно часов (минут) должен быть сокращен рабочий день сотрудника для правомерного возмещения страхователем расходов на выплату ему пособия по уходу за ребенком до полутора лет, законодательно не урегулирован. И это обстоятельство, разумеется, стало причиной для многочисленных судебных споров.

Ключевая позиция по данному вопросу была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 18.07.2021 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2021. Она состоит из следующих тезисов.

  1. Предусмотренное ст. 11 Закона № 255-ФЗ право лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.

  2. Сокращение рабочего времени менее чем на пять минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.

  3. При подобном сокращении рабочего времени пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

  4. Такое сокращение свидетельствуют о злоупотреблении страхователем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.

Руководствуясь данными тезисами, арбитры, как правило, принимают решения в пользу ФСС в следующих случаях (см. таблицу).

Реквизиты судебного акта

Причина отказа в возмещении расходов на пособие на ребенка в возрасте до полутора лет

Постановление АС ЦО от 06.06.2021 № Ф10-2054/2021 по делу № А68-8913/2021

Рабочее время сотрудника было сокращено на 30 минут

Постановления АС ВВО от 29.03.2021 № Ф01-1042/2021 по делу № А82-17327/2021, АС ДВО от 06.02.2021 № Ф03-6302/2021 по делу № А04-5262/2021

Рабочее время сотрудников было сокращено менее чем на час (фактически на 48 минут)

Постановление АС УО от 15.02.2021 № Ф09-291/19 по делу № А76-23195/2021

Рабочее время некоторых сотрудников было сокращено от 15 минут до часа в день

Постановление АС ВВО от 29.01.2021 № Ф01-6240/2021 по делу № А82-5602/2021

Рабочее время сотрудника было сокращено на 6 минут в смену

Постановление АС ЦО от 22.03.2021 № Ф10-468/2021 по делу № А48-5927/2021

Рабочее время сотрудника было сокращено на час

Постановление АС СКО от 25.04.2021 № Ф08-2571/2021 по делу № А53-25352/2021

Сотрудники работали в режиме неполного рабочего дня на 0,9 ставки (7,2 часа в день)

Во всех вышеперечисленных постановлениях суды подчеркнули: при таком сокращении рабочего времени работники не могли и фактически не осуществляли уход за своими детьми. Поэтому выплаченное им пособие не является компенсацией и свидетельствует о несоблюдении страхователями условий, установленных п. 2 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ.

Из сказанного следует, что незначительное сокращение работнику рабочего времени не будет расцениваться как мера, необходимая для осуществления им ухода за ребенком, повлекшая за собой утрату заработка. В такой ситуации действия страхователя с большой долей вероятности будут признаны злоупотреблением правом в целях предоставления работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.

По мнению автора, при установлении работникам, ухаживающим за малолетними детьми, сокращенного графика рабочего времени учреждениям следует обратить внимание на судебные акты. К примеру, в Постановлении АС СЗО от 15.04.2021 № Ф07-2044/2021 по делу № А56-90333/2021 подчеркнуто, что пособие в размере 40 % среднего заработка не является компенсацией в случае сокращения рабочего времени сотрудника на 2 %.

На важность соотношения величины утраченного заработка и размера пособия указано и в Постановлении АС УО от 22.03.2021 № Ф09-578/19 по делу № А76-25437/2021. В этом деле арбитры отметили, что пособие по уходу за ребенком своей целью главным образом предполагает компенсацию работнику утраченного заработка ввиду необходимости осуществления ухода за ребенком.

Поэтому сокращение рабочего времени работника должно быть таким, при котором часть заработка в действительности может быть утрачена в сравнении с обычными условиями труда. Сокращение рабочего дня на 1 час повлекло потерю заработка работника только в размере 12,5 %, в то время как в виде ежемесячного пособия ему компенсируется 40 % среднего заработка.

Из фонда социального страхования организацией получены решения о проведении выездной проверки ооо: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление правительства рф от 21.04.2021 n 294) в связи с планом-графиком проведения выездных проверок на текущий год; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (федеральный закон от 24.07.1998 n 125-фз). ооо внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. основной вид деятельности организации — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. правомерны ли выездные проверки фсс в 2021 году в отношении организации с учетом п. 7 постановления правительства рф от 30.11.2020 n 1969 (ооо не подпадает под п. 8 указанного положения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Проведение ФСС РФ в 2021 году проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения по указанным в вопросе видам обязательного социального страхования является правомерным.

Обоснование вывода:Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Правительство РФ в 2020-2021 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Причем эта норма закона указывает как на те виды надзора, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ), так и на те виды надзора, к которым положения Закона N 294-ФЗ не применяются и которые перечислены в частях 3.1 и 4 ст.

1 Закона N 294-ФЗ.Под действие нормы также попадают виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Указанные особенности были установлены постановлениями Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 и от 30.11.2020 N 1969 (далее — постановление N 438 и N 1969).При этом постановлением N 438 запрещалось проведение различных категорий проверок, включая проверки, к которым применяются положения Закона N 294-ФЗ, а также и те проверки, к которым положения этого Закона не применяются (в частности, по п.

5 постановления N 438 мораторий распространялся на проверки в сфере таможенного контроля, в сфере финансово-бюджетного надзора, в сферах банковского и страхового надзора).Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 установлен запрет на проведение в 2021 году плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства за исключением их отдельных категорий, предусмотренных пунктом 8 названного нормативного правового акта.

Читайте также:  В дубне находится федеральный округ, там же и телефон

При этом текст Постановления N 1969 никаких разъяснений о границах его применения не содержит.Согласно разъяснениям Генпрокуратуры России (письмо от 16.03.2021 N 76/2-573-2021) данное ограничение распространяется только на те виды контрольно-надзорной деятельности, которые урегулированы федеральными законами:- от 26.12.

2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»- и от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон N 248-ФЗ).

Проведение ФСС РФ проверок в 2021 году в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний регулируется специальными законами:- ст.

6-7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ;- Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ;- Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.При этом в силу п. 8 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ и подп. 16 ч. 5 ст.

2 Закона N 248-ФЗ положения этих законов не применяются к осуществлению контроля за соблюдением страхователем законодательства РФ по указанным в вопросе видам обязательного социального страхования в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:- письмо Генеральной прокуратуры России от 16.03.2021 N 76/2-573-2021;- информация Росфинмониторинга от 29.03.2021;- Энциклопедия решений. «Коронавирусный» мораторий на проверки — 2021.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТпрофессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

3 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Фиктивность трудовых отношений

Как правило, такое основание для отказа в возмещении страхователю расходов на выплату социального пособия приводят ревизоры ФСС в ситуациях, когда страхователь принимает на работу беременных женщин незадолго до их ухода в декретный отпуск.

В правоприменительной практике есть довольно много судебных актов, где рассматривались подобные споры. Причем есть решения, которые вынесены как в пользу страхователя, так и в пользу ФСС. Приведем несколько характерных примеров.

Так, в деле № А33-11513/2021, рассмотренном АС ВСО в Постановлении от 03.12.2021 № Ф02-5770/2021, ревизоры фонда, усомнившись в реальности трудовых отношений, отказали страхователю в возмещении расходов на выплату «декретных». По их мнению, ситуация с трудоустройством была искусственно создана (ранее у страхователя не было должности, на которую была принята беременная женщина) для неправомерной выплаты пособия.

В другом споре, рассмотренном в Постановлении АС СКО от 26.04.2021 № Ф08-2280/2021 по делу № А32-20003/2021, страхователю не удалось убедить в реальности трудовых отношений с принятой на работу в порядке перевода из другой организации сотрудницей ни ревизоров ФСС, ни судей.


Как следует из материалов дела, должность, которую была принята сотрудница, была введена страхователем за несколько дней до ее приема на работу.

При этом фактически к выполнению своих обязанностей по трудовому договору данная сотрудница не приступила. Более того, она и не могла приступить, поскольку на момент оформления трудовых отношений со страхователем она уже находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, о чем страхователю на момент оформления трудовых отношений было известно.

В день приема на работу сотруднице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет до дня достижения ребенком указанного возраста. В связи с этим ей было выплачено пособие (вся сумма за весь период нахождения в таком отпуске). После окончания отпуска по уходу за ребенком до полутора лет данная сотрудница взяла отпуск по уходу за ребенком до трех лет. По его окончании она уволилась по собственному желанию.

Признавая правомерным отказ ФСС в возмещении расходов на выплату спорного пособия, арбитры привели следующие доводы. Работодатель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.

Однако, как видно из материалов данного дела, какого-либо обоснования необходимости трудоустройства находившегося в отпуске по уходу за ребенком работника иной организации страхователь не представил и не доказал экономическую и кадровую необходимость принятия на работу такого работника.

Определением ВС РФ от 02.09.2021 № 308-ЭС19-13752 данное решение кассации оставлено в силе.

За что предпринимателя может оштрафовать фсс?

Возможные нарушения и санкции прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В частности, работодателя могут наказать, если:

  1. Компания вовремя не отправила форму 4-ФСС: документ сдают 4 раза в год – в апреле, июле, октябре и январе, до 20 числа этих месяцев (в бумажном виде, для электронной отчетности — до 25 числа). За нарушение сроков начисляют штраф – 5% от суммы страховых платежей за каждый месяц просрочки. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 р., а максимальный – 30% от взносов на травматизм. 
  2. Нарушены сроки перечисления взносов на НС и ПЗ – платеж нужно провести до 15 числа следующего за отчетным месяца. За неуплату или неполную уплату штраф составит 20% от суммы долга, а если удастся доказать умышленный характер задержки – то размер штрафа возрастет до 40%. Плюс придется оплатить набежавшие пени – по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Если же размер долга составляет более 1,8 млн р., то «подключается» уголовная ответственность (ст. 199.3 УК РФ) со штрафами до 300 тыс. р., принудительными работами или арестом на срок 1 год.
  3. Представлен отчет в бумажном виде – если отчет включает в себя сведения о 25 или более сотрудниках, то ФСС примет только электронный вариант. За бумажную версию придется оплатить штраф в 200 р. Впрочем, оплата штрафа не освобождает от обязанностей по отправке электронной отчетности.
  4. Не представлены документы – штраф 200 р. за каждый экземпляр, необходимый для контроля за правильностью начисления взносов.
  5. Нарушили сроки регистрации в ФСС для ИП: предприниматель обязан зарегистрироваться в течение 30 дней с момента найма первого сотрудника, то есть с даты заключения трудового или ГПХ договора. За нарушение сроков придется выплатить штраф в размере 5 тыс. р. Если просрочка составляет 90 дней и более, то сумма наказания возрастает до 10 тыс. р.

Напоминаем, что все отчеты в ФСС легко сдать с помощью сервиса Небо. Отчет точно дойдет в срок и вы избежите штрафов и других санкций. Сервис проверяет отчеты на наличие ошибок. 

Возражения по акту проверки


Аргументы в пользу своей позиции подаются бизнес-структурой после получения бумаг. Необходимо тщательно ознакомиться с документом.Возражения могут быть двух видов:

  • процессуальные – когда используются нарушения закона, просрочки действий, допущенные ревизорами. Например, это могут быть использование утративших законную силу нормативных актов.


Так, в августе 2021 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Алтайского края по иску АО «Барнаульская ТЭЦ» у ГУ Алтайское отделение ФСС. Решение было обосновано тем, что при вынесении решения по камеральной проверке были использованы нормы утратившего силу законодательства.

  • материальные – то есть по существу дела, например, в связи с неправильно проведенными расчетами. Так, в июле 2021 года Верховный суд отправил на новое рассмотрение заявление ИП к ГУ Региональное отделение ФСС Краснодарского края в связи с неправильным расчетом страховых взносов, уплачиваемых при расторжении трудовых договоров.

Возражения передаются в течение:

  • 21 рабочего дня – при получении акта по почте;
  • 15 рабочих дней – если получен представителем предприятия либо отправлен через интернет.
    Лучше передать возражения нарочным путем, с проставлением отметки о получении в канцелярии фонда.

Представители компании имеют право присутствовать при рассмотрении возражений, давать пояснения и представлять доказательства своих доводов.

В случае, если возражения были проигнорированы служащими, в компанию направляются требования по уплате недоимок. В этом случае следует немедленно подать жалобу в вышестоящее отделение проверяющего учреждения. Также следует готовить материалы для обжалования итогов камеральной проверки в суде.

Таким образом, при обнаружении необоснованных требований и взысканий по итогам проведенной камеральной проверкой органами ФСС следует немедленно представить возражения. Кроме того, при необходимости надо обжаловать результаты надзора в суде.

Составление акта камеральной проверки

Требования к оформлению документа указаны в Приложении 20 к Приказу ФСС № 2 от 11 января 2021 г. В частности, при составлении бумаги требуется соблюдать следующие условия:

  • составляется в течение 10 суток после окончания камерального надзора. Форма указана в вышеприведенном Приложении;
  • пишется или печатается на бумаге на русском языке;
  • нельзя оставлять исправления, ошибки, поправки. Если подчистки все-таки остаются, то нужно заверить их подписями уполномоченных лиц.
  • в вводной рубрике бумаги нужно указать общую информацию о контроле, а также № и дата документа, Ф.И.О. и данные проверяющих лиц, указание на структуру, контролирующую перечисление взносов, название и данные предприятия, регистрационный номер, ИНН, код постановки на учет в ФНС, адрес организации, срок ревизии, список полученных и подвергнутых контролю документов;
  • в основном компоненте указывается информация по обнаруженным недоимкам и фактам несоблюдения норм законов о страховых выплатах;
  • резюмирующая рубрика содержит информацию по заключениям уполномоченных лиц о санкциях, которые следует наложить на компанию за допущенные нарушения, а также о суммах взносов, подлежащих перечислению, включая суммы недоимок и штрафов. Кроме того, сюда могут быть внесены рекомендации для устранения ошибок и привлечения к той или иной ответственности виновных лиц;
  • также содержится ссылка на полномочия организации о даче письменных возражений не позднее 15 суток с момента получения предписания;
  • бумага подписывается всеми компетентными лицами, а также представителями фирмы (если контроль осуществлялся в их присутствии);
  • распечатывается в 2 экземплярах, по одному для каждой из сторон: контролирующим органам и проверяемому предприятию;
  • приложения также заверяются подписью уполномоченных лиц;
  • акт под роспись отдается предприятию не позднее 5 суток с момента подписания должностными лицами. Документ можно отправить заказным письмом либо через интернет.
Читайте также:  ПЕРМСКИЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ИМЕНИ КЛАРЫ ЦЕТКИН И ЕГО РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ В ПЕРМИ РАСПОЛОЖЕННОЕ НА УЛИЦЕ КЛАРЫ ЦЕТКИН

Больничный выдан с нарушениями установленного порядка

К примеру, в деле № А41-102304/2021, рассмотренном арбитрами АС МО в Постановлении от 15.08.2021 № Ф05-12740/2021, ревизоры ФСС отказали страхователю в возмещении расходов на выплату больничного по причине того, что он был выдан без осмотра пациента.

Однако суд принял решение в пользу страхователя, указав на следующее. Сам факт выдачи листка нетрудоспособности с нарушением при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов. Сказанное вытекает из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 11.12.2021 № 10605/12.

В данном случае неправильное оформление больничного не было вызвано действиями страхователя. Негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя.

В связи с тем, что факт наступления страхового случая ФСС не оспаривает, нарушение медучреждением положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности не является основанием для непринятия к зачету спорных расходов.

Аналогичные выводы в схожей ситуации сделаны, в частности, в постановлениях АС ЗСО от 18.03.2021 № Ф04-625/2021 по делу № А03-8483/2021 (Определением ВС РФ от 17.07.2021 № 304-ЭС19-10226 оставлено в силе), АС ВСО от 24.05.2021 № Ф02-1564/2021 по делу № А19-23241/2021.


Отсутствие подлинника больничного само по себе не является основанием для отказа ФСС в признании расходов на выплату пособия. Об этом сказано в Постановлении АС ВСО от 13.08.2021 № Ф02-2281/2021 по делу № А19-20870/2021.

Документы

Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов. Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их. Если компания не сможет предоставить документы в срок, необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.

За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:

  • устав, учредительный договор, лицензии;
  • банковские и кассовые документы;
  • трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
  • первичные документы бухучета, учетную политику;
  • кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
  • документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).

Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.

Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.

Что готовить и чего ожидать?

Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.

Решений должно быть два:

Будьте внимательны к документам проверяющих! Проверьте удостоверения инспекторов, сверьте их с реквизитами решений. Право проводить проверку имеют только те инспекторы, которые указаны в решениях.

Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.

Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.

ПФР и ФСС не могут проверять страхователя чаще, чем один раз в три года. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому ничего «лишнего» представителей ПФР и ФСС интересовать не должно.

Вводная информация

Правоотношения в сфере обязательного социального страхования урегулированы Законом № 255-ФЗ[1]. В частности, условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, определены п. 1 ст.

1 названного закона. Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ такому виду страхования подлежат лица, работающие по трудовым договорам. А страхователями по указанному виду страхования являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ), к которым в полной мере можно причислить и бюджетные учреждения.

По общему правилу выплату страхового обеспечения застрахованным лицам страхователи осуществляют в счет уплаты страховых взносов. То есть сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС, уменьшается на сумму расходов по выплате страхового обеспечения застрахованным лицам.

Кто рискует попасть в «чёрный список»?

В письме ПФР и ФСС есть критерии отбора, по которым проходила выборка для проведения проверки в 2021 году. На эти критерии контролирующие органы и ориентируются:

  1. несоответствия расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;

  2. у фирмы есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ (например, пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС);

  3. отчетность не предоставлялась в срок;

  4. организация произвела работнику выплату, которая не облагается страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;

  5. применение льгот на уплату страховых взносов;

  6. задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;

  7. суммы начисленных страховых взносов уменьшились по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а численность сотрудников осталась прежней;

  8. неоднократное предоставление корректировок;

  9. налоговая может донести в ПФР об участии в схемах минимизации сумм страховых взносов, если заподозрит подобное.

Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что ПФР и ФСС захотят его «навестить».

Порядок проведения камеральной проверки


Чтобы изучить, насколько верно рассчитаны страховые выплаты, проводятся следующие мероприятия:

  1. Надзор назначается и осуществляется по адресу нахождения исполнительных структур ФСС. Для проведения исследования берется документация, представленная фирмой.
  2. В разрешенный срок для проведения контроля компетентным лицам не требуется получение какого-либо дополнительного распоряжения руководства фонда. Достаточно наличия самой отчетности.
  3. При обнаружении в представленных бумагах каких-либо неточностей и несоответствий с имеющимися данными, государственное учреждение уведомляет об этом организацию. При этом фирме дается 5-дневный срок для устранения неточностей и даче разъяснений по обнаруженному факту.
  4. Предприятие может не согласиться со сделанными выводами и обосновать свои тезисы, представив письменные доказательства правильности своих расчетов.
  5. Ревизоры обязаны исследовать полученные сведения. Если правота компании подтвердится, то вопрос снимается. Если же по итогам рассмотрения всех обстоятельств дела сотрудники обнаруживают факт нарушения законодательства, то составляется акт камеральной проверки.

Кто находится в зоне особого внимания пфр и фсс?

В письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2021 детально описано, по какому принципу Фонды отбирают организации для проверок. Эти проверки не являются спонтанными.

Например, фонды обращают внимание на те компании, которые:

  • Имеют необлагаемые выплаты;
  • Применяют пониженные тарифы;
  • Имеют обнаруженные ошибки в расчетах по итогам камеральных проверок;
  • Не платят взносы несколько периодов подряд;
  • Постоянно исправляют отчеты, вносят корректировки и т п.

Мы рекомендуем сдавать отчеты без опозданий, проверять все расчеты и всегда иметь в наличии документы, эти расчеты подтверждаюшие и обосновывающие.

Читайте также:  Фсс 77062 и отделение № 11 Фонда социального страхования 2-го Южнопортового проезда

Автор статьи: Борис Юзефпольский

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.

Попробовать бесплатно на 5 дней

Внеплановые проверки фсс

Большинство выездных проверок запланированы, и часто проходят вместе с проверками ПФР, так сказать «с двух сторон». Но в некоторых случаях проверки проходят незапланировано:

Специалисты Фонда потребуют от вас, проверяемой организации, представить заверенные копии документов, в которых расписаны расчеты и информация об уплате страховых взносов (п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Вас могут попросить показать кадровые документы (трудовые книжки, табели, договоры ГПХ), зарплатные ведомости, документы по больничным, различные производственные акты и т п. Вы должны представить все документы в 10-дневный срок после получения требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Изменение страхового тарифа без смены вида экономической деятельности

Любое изменение величины страхового тарифа по ОСС, не подтвержденное изменением основного вида деятельности по ОКВЭД, вызывает интерес у представителей фонда.  На практике это можно выразить следующей записью:

Тариф страхователя ≠ Тариф, указанный в системе «Соцстрах»

Дело в том, что страховой тариф напрямую влияет на размер страховых взносов. Когда предприниматель переходит на меньший тариф, он снижает класс профессионального риска: если при этом вид деятельности остается прежним, фонд вправе заподозрить попытку обмана. Чтобы избежать подобной ситуации, позаботьтесь о наличии обоснования для увеличения или изменения тарифа.

Какие организации первыми попадают на контроль?

Теоретически ФСС могут прийти даже к ИП, работающему без сотрудников. Но на практике интерес фонда вызывают следующие предприятия:

  • работодатели, применяющие льготные ставки страховых взносов;
  • компании, которые запрашивают у ФСС крупные суммы на оплату пособий;
  • организации, которые делают выплаты сотрудникам, не входящим в базу для расчета страховых взносов (например, выдают материальную помощь при рождении ребенка);
  • «должники», которые не оплатили взносы за 2 или более налоговых периода;
  • компании, часто корректирующие отчетность.

Если для вашей компании эти пункты не актуальны, ждать представителей ФСС с проверкой не нужно.

Результаты проверки

В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.

Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.

Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

Виды проверок со стороны фсс

Существуют камеральные и выездные проверки ФСС: в первом случае инспекторы проверяют сданную предпринимателями отчетность, а во втором – приходят с визитом в офис компании вместе с представителями налоговой службы. 

Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми:

  • плановые визиты проводят на основании годового графика: в план могут попасть любые компании, вне зависимости от масштаба деятельности или численности штата;
  • внеплановые визиты – это результат жалоб, поступивших от бывших или нынешних сотрудников, а также ошибок или неточностей, найденных в отчетности в ходе камеральных проверок.

Размер средней зарплаты на предприятии.

Если это значение ниже средних показателей по отрасли, то риск визита ФСС повышается. Для расчета используется следующая формула:

Средняя зарплата = Фонд оплаты труда за отчетный период из 4-ФСС / среднесписочная численность сотрудников / количество месяцев в расчетном периоде

Обратите внимание, что полученное значение нужно сравнить со средним уровнем зарплаты не в отдельном регионе, а в целом по отрасли или по конкретному виду деятельности. Уточнить актуальные показатели можно на сайте ФНС.

Что проверяет фсс?

Во время плановых визитов инспекторов ФСС интересуют:

  • правильность расчета страховых взносов, включая те, которыми занимается ФНС – например, ВНиМ (взносы по временной нетрудоспособности и материнству);
  • выплаты при наступлении страховых случаев – при получении травм на производстве, выход в декрет, временная нетрудоспособность по больничному и пр.;
  • выдача застрахованным сотрудникам путевок на санаторно-курортное лечение.

Почти всегда проверяют больничные листы: 

Кроме этого, конечно же, проверяют правильность расчета самого пособия.

Как самостоятельно оценить риски визита инспекторов фсс?

ФСС опубликовал критерии самостоятельной оценки рисков для предпринимателей: с их помощью все заинтересованные лица могут оценить вероятность плановых и внеплановых проверок в ближайшей перспективе.

Для расчетов понадобятся следующие сведения:

  • информация о начисленных и уплаченных взносах;
  • сведения из 4-ФСС;
  • данные по страховым взносам, которые находятся в ведении ФНС.

Рассмотрим порядок расчета подробнее.

Проверка пфр: что нужно представить

Пенсионный Фонд смотрит, как вы рассчитываете и уплачиваете взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2021 № 34 Р, вас могут попросить показать учредительные документы, приказы по учетной политике, различные лицензии, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, бухгалтерский баланс, вписку из банка и т п.

Совет

Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу. Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у инспекторов, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов.

Статья актуальна на 08.03.2021

Основания для проведения камеральной проверки


Контроль за верностью расчетов осуществляется на основании того факта, что компания или ИП осуществило сдачу отчетности по страховым взносам.

Камеральный надзор может проводиться не позже 3 месяцев с момента сдачи отчетности. При этом по сдаче отчета страхователя – в течение 2 месяцев, а по предоставлению финансирования из фонда страхования – не позднее 10 дней.

Проверке подвергаются:

Фот нс и пз меньше фот вним

Речь идет о двух фондах оплаты труда (ФОТ): от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ), а также на случай временной нетрудоспособности по больничному листу или в связи с материнством (ВНиМ). 

Если сумма выплат и вознаграждений в первом случае окажется меньше, чем во втором, в ФСС таким обстоятельством точно заинтересуются. В виде записи это выглядит так:

ФОТ НС и ПЗ по данным расчета, представленного страхователем < ФОТ ВНиМ по данным ФНС

Выездные проверки пенсионного фонда и фсс

Проверка ФСС правильности выплат пособий в учреждениип. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Стандартный срок проведения выездной проверки — до 2 месяцев. В некоторых частных случаях срок может быть продлен до полугода.

Количество корректировок, при которых уточняется размер облагаемой базы

Особое внимание уделяется корректировкам в сторону уменьшения базы. Расчет производится по формуле:

Максимальный процент = 100 – (сумма начисленных взносов в уточненной отчетности / базовая сумма начисленных взносов Х 100)

Если за отчетный период компания представила более 3 уточненных расчетов, при этом величина облагаемой базы менялась более чем на 10%, то риск визита ФСС увеличивается.

Проверка фсс: на что обращают внимание

Фонд Соцстрахования проверяет, как вы начисляете и уплачиваете взносы по видам страхования, выплачиваете компенсации родителям детей-инвалидов, больничные пособия и т п. Также анализируются ваши цели использования средств на выплату пособий.

Сотрудники ФСС уделяют особое внимание проверке отчета 4-ФСС.

После того, как данные были проанализированы, ответственные сотрудники Фонда составляют акт.

Наличие страховых взносов по льготным тарифам

Речь идет о страховых выплатах и вознаграждений работающих инвалидов, которые учитываются при расчете ФОТ НС и ПЗ:

Фонд оплаты труда инвалидов Х страховой тариф в % Х 60%

Для чего нужны проверки фсс?

Основные задачи, которые преследуются при назначении контроля, это:

  • контроль за соблюдением законов при сдаче отчетности;
  • получение подтверждения, что страхователь посчитал все правильно, оплатил до копейки и не упустил требуемых сроков;
  • профилактика нарушений в сфере уплаты взносов.

«миграция» страхователя между региональными отделениями фсс

Если организация многократно снималась с учета в одном месте, а затем вставала на учет в другом, то такие «перебежки» могут вызвать подозрение у представителей ФСС: так часто поступают мошенники и фирмы-однодневки. 

Риски в этом случае рассчитываются так:

Количество записей с формулировкой «передан» > 2

Отказ от предоставления пояснений по несоответствиям, выявленным инспекторами фсс в ходе камеральных проверок

Сюда же относят и отказ предоставить проверяющим из фонда те или иные документы. Формула расчета при этом выглядит так:

Количество требований, выставленных ФСС – Количество исполненных требований > 0

Оцените статью
ФСС Help
Добавить комментарий