ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В целях оптимизации структуры ПФР и ФСС, централизации установления социальных выплат, а также сокращения существующих издержек на базе указанных фондов создается «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (сокращенное название — Социальный фонд России, СФР).

Закон определяет правовое положение фонда, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия фонда, органы управления и их компетенцию, регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом фонда, а также устанавливает социальные гарантии его работникам.

Учредителем фонда от имени РФ выступит Правительство РФ.

С момента создания фонда он в полном объеме будет осуществлять функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Работники ПФР, ФСС и их территориальных органов смогут осуществлять трудовую деятельность в фонде и его территориальных органах без испытательного срока и аттестации.

Дата публикации на сайте: 14.07.2022

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Федеральный закон принят Государственной Думой 5 июля 2022 года и одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года.

Федеральным законом предусматривается создание Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Фонд создаётся путём реорганизации Пенсионного фонда
Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального
страхования Российской Федерации.

Федеральным законом определяются правовое положение Фонда,
порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда,
органы управления Фонда и их компетенция, регулируются вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда, а также
устанавливаются социальные гарантии работникам Фонда.

Целью создания Фонда являются осуществление государством
пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного
социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения,
предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки),
а также осуществление иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону Фонд является страховщиком по указанным видам обязательного страхования, а также осуществляет в соответствии
с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям
граждан мер социальной защиты (поддержки).

Фонд создаётся при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося
типом государственного учреждения.

Функции и полномочия учредителя Фонда осуществляет
Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе
создать совет по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением развития в Российской Федерации систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, совершенствованием деятельности Фонда.

Бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы
Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской
Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

К функциям Фонда, в частности, отнесены:

назначение и выплата пенсий, государственных пособий,
обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения,
установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного
социального страхования;

Читайте также:  Личный кабинет ФСС через журнал больничных листов госуслуг по Москве

организация и ведение индивидуального (персонифицированного)
учёта в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного
социального страхования;

предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых
дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному
обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

актуарное оценивание финансового состояния систем
обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования,
долгосрочное прогнозирование их развития;

предоставление государственных гарантий, мер социальной
защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе
в рамках оказания государственной социальной помощи;

организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.

Нормативные правовые акты Фонда, затрагивающие права и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие
межведомственный характер, подлежат государственной регистрации и опубликованию
в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Органами управления Фонда являются председатель Фонда
(постоянно действующий единоличный орган управления, осуществляющий текущее
руководство деятельностью Фонда) и правление Фонда.

Правление Фонда является коллегиальным органом управления
Фонда, в состав которого входят в том числе представители общероссийских
объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей,
сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, представители
территориальных органов Фонда, общероссийских общественных объединений
инвалидов и организаций, деятельность которых связана с защитой прав граждан в сфере социального обеспечения.

Положение о правлении Фонда и состав правления Фонда
утверждаются Правительством Российской Федерации.

Фонд, территориальные органы Фонда, которые, так же как и Фонд, создаются в организационно-правовой форме государственного внебюджетного
фонда, его обособленные подразделения и подведомственные Фонду учреждения
составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой
управления.

Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно и через
территориальные органы Фонда, подведомственные Фонду учреждения.

Подведомственные Фонду учреждения, включая реабилитационные
центры, создаются в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.
Реабилитационные центры Фонда осуществляют деятельность по медицинской,
социальной и профессиональной реабилитации граждан (в том числе получивших
повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве или
профессиональных заболеваний), включая санаторно-курортное лечение.

Создание Фонда не является основанием для прекращения или
изменения возникших до дня его создания обязательств Пенсионного фонда
Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, их
территориальных органов, подведомственных им учреждений, в том числе
обязательств, возникших в результате причинения вреда или из договоров
(государственных контрактов), включая трудовые договоры с работниками указанных
фондов и их территориальных органов.

В целях социальной защищённости работников Фонда,
территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и в порядке
компенсации ограничений и запретов, установленных трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, Федеральным
законом предусматривается предоставление работникам ряда социальных гарантий (в частности, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение
единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз за время
трудовой деятельности, приём на целевое обучение).

Работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов (за исключением руководителей территориальных органов и главных бухгалтеров) со дня
создания Фонда и его территориальных органов продолжают осуществлять трудовую
деятельность без испытательного срока и аттестации. За этими работниками
сохраняются государственные гарантии и компенсации, установленные трудовым
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права.

Читайте также:  Подтверждение вида деятельности в ФСС через личный кабинет (пошагово) -

Сокращение численности или штата работников Пенсионного
фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации,
их территориальных органов и обособленных подразделений в связи с реорганизацией не допускается.

Нормативные правовые акты Пенсионного фонда Российской
Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в установленных
сферах деятельности действуют до издания нормативных правовых актов Фонда в соответствующих сферах деятельности.

С 1 января 2023 года создается Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России)

Фонд создается путем реорганизации Пенсионного фонда РФ с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования РФ. Функции и полномочия учредителя Фонда от имени РФ осуществляет Правительство РФ.

Нормативные правовые акты Фонда, затрагивающие права и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, издаются в форме приказов и подлежат государственной регистрации и опубликованию.

Определены правовое положение Фонда, порядок его реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда, органы управления и их компетенция. Урегулированы вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда.

Фонд создается в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд.

Фонд является страховщиком по указанным видам страхования, а также осуществляет предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки).

Фонд осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через территориальные органы и подведомственные учреждения.

Создание Фонда не является основанием для прекращения или изменения ранее возникших обязательств ПФР и ФСС РФ, их территориальных органов, подведомственных Фонду учреждений, включая обязательства, вытекающие из трудовых договоров с работниками указанных фондов и их территориальных органов.

Нормативные правовые акты ПФР и ФСС РФ в установленных сферах деятельности действуют до издания нормативных правовых актов Фонда в соответствующих сферах деятельности.

(Федеральный конституционный закон от 14.07.2022 N 3-ФКЗ, Федеральные законы от 14.07.2022 N 236-ФЗ, N 237-ФЗ, N 238-ФЗ, N 240-ФЗ, N 264-ФЗ и от 28.12.2022 N 569-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 12.12.2022 N 2285 и от 23.12.2022 N 2406; Постановления Правления ПФ РФ от 29.12.2022 N 414п и от 30.12.2022 N 415п; Приказ Минтруда России от 15.12.2022 N 782н)

Читайте также:  ФСС Республики Саха (Якутия)

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: «С 2023 года вместо ПФР и ФСС будет один фонд».

Изменен ряд законов в связи с созданием Фонда пенсионного и социального страхования

В частности, устанавливаются доля единого тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии, накопительной пенсии, индивидуальная и солидарная части тарифа страховых взносов, рассчитанные от доли единого тарифа.

Страхователь при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных сведениях в отношении зарегистрированного лица до момента их обнаружения территориальным органом СФР вправе представить уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В этом случае финансовые санкции к страхователю применяться не будут.

Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающие выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг, будут подлежать обязательному пенсионному страхованию.

Для ведения персонифицированного учета в СФР нужно будет подавать единую форму сведений. Кроме того на каждого работающего (в том числе по гражданско-правовым договорам) нужно будет подавать сведения о доходах и взносах.

За отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы СФР в прежнем порядке.

За отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2023 года, уточненные сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляются в территориальный орган СФР в прежнем порядке и по прежней форме.

(Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 09.12.2022 N 2279)

Вводится в действие единая форма ЕФС-1 «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и порядок ее заполнения

(Постановление Правления ПФ РФ от 31.10.2022 N 245п; Письмо Минтруда России от 04.04.2023 N 14-1/10/В-4784)

Также см. аналитические обзоры правовой информации:

Обзор: «ЕФС-1: на какие важные моменты обратить внимание бухгалтеру и кадровику»;

Обзор: «ЕФС-1: Минтруд пояснил страхователям нюансы заполнения формы».

Упрощается процедура оформления СНИЛС для иностранцев

Индивидуальный лицевой счет будет открываться в том числе на основании сведений об иностранном гражданине или лице без гражданства, поступающих в орган СФР из ЕСИА при наличии в ней прошедших проверку достоверности сведений о документе, удостоверяющем личность.

(Федеральный закон от 28.12.2022 N 567-ФЗ)

Оцените статью
ФСС Help
Добавить комментарий