Министр Максим Топилин: Создается единое информационное пространство ПФР, ФСС, Роструда и МСЭ для совершенствования предоставления гражданам мер соцзащиты, соцуслуг и государственной социальной помощи

Министр Максим Топилин: Создается единое информационное пространство ПФР, ФСС, Роструда и МСЭ для совершенствования предоставления гражданам мер соцзащиты, соцуслуг и государственной социальной помощи ФСС
Содержание
  1. Что такое фонд социального страхования
  2. Что еще делает фсс
  3. Изменения в социальном обеспечении из-за коронавируса
  4. Что нужно знать о фонде социального страхования
  5. В чём суть механизма проактивных выплат
  6. Как будет работать проактивный формат выплаты пособий
  7. Пособие по временной нетрудоспособности
  8. Пособие по беременности и родам
  9. Единовременное пособие при рождении ребёнка
  10. Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком
  11. Ответственность за невыполнение требований фсс
  12. Коротко о проактивных выплатах
  13. Больше таких статей читайте в журнале про дело на сайте делобанка
  14. Как устроена система фсс
  15. Министр максим топилин: создается единое информационное пространство пфр, фсс, роструда и мсэ для совершенствования предоставления гражданам мер соцзащиты, соцуслуг и государственной социальной помощи
  16. Письмо фонда социального страхования рф от 31 марта 2021 г. № 15-15/7710-7534л “о рассмотрении обращения”
  17. Страховые взносы
  18. Фсс — департамент централизации услуг фонда и внедрения новых средств клиентского обслуживания

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Бюджеты фонда устанавливаются федеральными законами, например от 08.12.2020 № 390-ФЗ.

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Тарифы на ОСС при травмах из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются отдельными законами, например законом о страховых тарифах на 2020—2022 годы, и должны пересматриваться каждые три года. Но фактически эти тарифы не менялись с 2006 года.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Что еще делает фсс

ФСС не только платит пособия и страховые выплаты, он еще оплачивает родовые сертификаты, выдает льготникам путевки в санатории и обеспечивает инвалидов техническими средствами реабилитации.

Путевки в санатории ФСС выдает некоторым категориям граждан, которые имеют право на социальную помощь в виде набора социальных услуг. Например, инвалидам войны, ветеранам боевых действий, детям-инвалидам.

Кроме путевок эти люди могут получать бесплатные лекарства, бесплатно ездить на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Протезы и протезно-ортопедические изделия, кроме зубных протезов, ФСС выдает участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий СССР, инвалидам войны. Кроме того, он компенсирует их стоимость, если ветеран покупает их самостоятельно.

Изменения в социальном обеспечении из-за коронавируса

В 2020 году в связи с распространением коронавируса государство приняло ряд мер поддержки населения. Со стороны социального обеспечения это:

  1. Повышение минимального пособия по уходу за ребенком. Раньше за первого ребенка платили минимум 3375 Р, за второго и последующего — 6751 Р. С мая 2020 года порядок изменился — теперь и за первого ребенка платят не менее 6751 Р.
  2. Выплата по больничному листу не менее МРОТ. Если при расчете больничного пособия за календарный месяц окажется, что он меньше МРОТ, ФСС доплатит до МРОТ — до 12 792 Р. Порядок сделали бессрочным, так будет и в 2021 году.
  3. Доплаты медикам и другим работникам медучреждений. Новые выплаты для врачей, фельдшеров, водителей скорой помощи, участвующих в оказании медпомощи пациентам с коронавирусом, будет перечислять ФСС до конца 2021 года. В Постановлении Правительства РФ указано, сколько будут платить за каждую смену. Например, врачам скорой помощи — 2430 Р, а врачам стационара — 3880 Р.

Кроме того, страхователь-работодатель может уменьшить страховые взносы на ОСС от несчастного случая на производстве и профзаболеваний на сумму расходов, связанных с реализацией мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Так, за счет взносов можно оплатить расходы на приобретение:

  • средств защиты — масок, респираторов, бахил, перчаток;
  • дезинфицирующих средств — салфеток, антисептиков, дозаторов;
  • устройства для бесконтактного контроля температуры тела работников или термометров;
  • медуслуг по тестированию на COVID-19.

Что нужно знать о фонде социального страхования

  1. ФСС — это государственный внебюджетный фонд, который создали, чтобы власти могли контролировать расходы на социальное страхование граждан России.
  2. Цель работы ФСС — обеспечивать гарантированные государством социальные расходы для оздоровления, лечения или реабилитации работников, а также оплачивать отдельные социальные услуги.
  3. ФСС выплачивает застрахованным лицам несколько видов пособий, а также оплачивает родовые сертификаты, путевки в санатории, технические средства реабилитации и протезы для ветеранов войны.
  4. Страховые взносы за лиц, работающих по трудовому договору, в ФСС перечисляет страхователь — их работодатель. Это обязательное социальное страхование.
  5. ИП, нотариусы, главы КФХ могут внести взносы за себя, если захотят — это добровольное социальное страхование.

В чём суть механизма проактивных выплат

С 01.01.2022 вступает в силу ФЗ от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Он вносит изменения в закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев № 125 и закон об обязательном соцстраховании по материнству № 255. Изменения коснутся порядка оформления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению и по уходу за ребёнком.

Сейчас пособия выплачивают в заявительном порядке: работник подаёт заявление на основании больничного → бухгалтер передаёт информацию страховщику (ФСС) → фонд переводит деньги работнику.

Со следующего года вводится проактивный (беззаявительный) формат выплат. Фонд соцстрахования будет выплачивать деньги не по заявлению сотрудника, а на основании закрытых электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН). Недостающую информацию о застрахованном лице ФСС сможет запросить у Пенсионного фонда, налоговиков, ЗАГСов и работодателей.

Взаимодействие ФСС и бизнеса станет полностью электронным. Для этого компании и индивидуальные предприниматели обязаны подключиться к сервису «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). Сделать это можно с помощью оператора ЭДО, через которого вы сдаёте отчётность. Подробнее о подготовке и переходе на электронный документооборот мы рассказывали в этой статье.

Конкретную процедуру передачи сведений от работодателя к ФСС устанавливают Правила, утверждённые постановлением Правительства. Они ещё находятся на стадии обсуждения, но основные положения согласованы. Если в правилах произойдут изменения, мы дополним статью.

Как будет работать проактивный формат выплаты пособий

Основанием для назначения пособий будет служить ЭЛН, размещённый медицинской организацией в информационной системе «Соцстрах». Затем Фонд соцстрахования направит запросы в госорганы и работодателю, чтобы получить необходимые сведения о застрахованном лице. Работодатели обязаны передать данные в территориальное отделение ФСС по месту регистрации в три рабочих дня.

Важно. Фонд соцстрахования может выслать извещение о предоставлении недостающих данных. У работодателя есть пять дней, чтобы дополнить документы.

С течение десяти рабочих дней со дня получения всей информации фонд перечислит деньги сотруднику на указанный им счёт. За каждый день просрочки выплат ФСС будет платить пеню в 0,5% от невыплаченной суммы.

Министр Максим Топилин: Создается единое информационное пространство ПФР, ФСС, Роструда и МСЭ для совершенствования предоставления гражданам мер соцзащиты, соцуслуг и государственной социальной помощи

Таков общий порядок назначения и выплаты пособий. Особенности оформления конкретных выплат смотрите далее.

Пособие по временной нетрудоспособности

После получения информации об открытом больничном ФСС направляет в Пенсионный фонд запрос по поводу трудоустройства застрахованного сотрудника. За один календарный день ПФР выдаёт информацию о факте трудоустройства в конкретной компании, а также ИНН и КПП страхователя. Затем ФСС уведомляет работодателя о том, что его сотрудник на больничном.

Когда больничный закрыт, ФСС обращается к работодателю за сведениями, необходимыми для расчёта пособия, например информацией о:

  1. стаже;
  2. зарплате;
  3. районном коэффициенте;
  4. ставке, если сотрудник работает неполное рабочее время;
  5. периодах отстранения от работы без сохранения зарплаты;
  6. периодах отсутствия на работе.

Данные бухгалтер должен передать в три рабочих дня. О факте выплаты пособия ФСС информирует сотрудника через личный кабинет на Госуслугах и работодателя.

Первые три дня временной нетрудоспособности по прежнему оплачивает работодатель.

Пособие по беременности и родам

Основанием для выплаты пособия по беременности и родам тоже служит закрытый ЭЛН. Он размещается в системе сразу закрытым на 140 дней. После этого ФСС обращается за данными для расчёта к работодателю. Бухгалтеру нужно отправлять реестр не сразу, а после получения от сотрудницы заявления на отпуск по беременности и родам.

Единовременное пособие при рождении ребёнка

О факте рождения ребёнка ФСС узнает из единого госреестра ЗАГСа. Ни работник, ни работодатель не обязаны об этом сообщать.

Далее фонд проверит два вида информации:

  1. Через Пенсионный фонд о трудоустройстве родителя (родителей).
  2. Через единую государственную информационную систему соцобеспечения о назначении или неназначении пособия.

Если пособие уже назначено, процедура на этом завершится. Если не назначено, ФСС продолжит запрашивать необходимую информацию. У работодателя он может потребовать уточнить районный коэффициент. Эту информацию бухгалтер должен передать в два рабочих дня с даты получения запроса.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком

По этому виду пособия сохранится заявительный порядок. Работник должен будет одновременно подать работодателю заявление о назначении пособия и о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет. В три рабочих дня бухгалтер обязан отправить в территориальный орган ФСС форму «Сведения для назначения пособия».

Важно. Если работник утратит право на ежемесячное пособие, работодатель обязан в три рабочих дня известить об этом ФСС.

Ответственность за невыполнение требований фсс

Когда новый порядок вступит в силу, у ФСС появится ещё несколько поводов, чтобы наказать компании и ИП:

  1. Работодатель не предоставит документы или предоставит с опозданием — штраф в 200 руб. за каждый документ.
  2. Работодатель отправит недостоверные данные и документы или скроет верную информацию, вследствие чего ФСС выплатит больше денег, чем нужно — штраф в 20% от суммы излишних расходов фонда, но не больше 5 000 руб. и не меньше 1 000 руб.
  3. Работодатель передаст необходимые сведения позже срока — штраф в 5 000 руб.

Суммы излишне начисленных пособий Фонд соцстрахования сможет взыскать либо с работодателя, либо с работника, — в зависимости от того, кто виноват в передаче неверной информации.

Коротко о проактивных выплатах

  1. С 1 января 2022 года ФСС будет выплачивать пособия проактивно — в беззаявительном порядке. Это правило относится к пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению ребёнка и по уходу за ребёнком.
  2. Взаимодействие работодателей и ФСС перейдёт в электронный формат. Компаниям придётся через своих операторов присоединиться к СЭДО — социальному электронному документообороту.
  3. Основную информацию фонд будет получать из электронных листков нетрудоспособности, размещённых в информационной системе.
  4. Недостающую информацию ФСС сможет запросить у госорганов и работодателей. Бухгалтера обязаны передавать реестры данных по застрахованным лицам в три дня с момента запроса. Для некоторых пособий установлены иные сроки передачи информации.

Больше таких статей читайте в журнале про дело на сайте делобанка

Как устроена система фсс

УровеньЧто входит
ФедеральныйПредседатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
РегиональныйРегиональные отделения
МестныйФилиалы региональных отделений
Читайте также:  Контакты

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФконтролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

Филиалы региональных отделений работают «на земле», они:

  1. Регистрируют страхователей — физлиц и юрлиц, и создают базы данных страхователей и застрахованных лиц.
  2. Проводят проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.
  3. Получают от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
  4. Проверяют правильность заявленных страхователями (работодателями) сведений на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пособий по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др.

ЦОО фонда создавали для управления средствами соцстрахования в отдельных отраслях хозяйства. В 1999 году таких отделений было 8

Министр максим топилин: создается единое информационное пространство пфр, фсс, роструда и мсэ для совершенствования предоставления гражданам мер соцзащиты, соцуслуг и государственной социальной помощи

Министр Максим Топилин: Создается единое информационное пространство ПФР, ФСС, Роструда и МСЭ для совершенствования предоставления гражданам мер соцзащиты, соцуслуг и государственной социальной помощи

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова утвердила разработанный Минтрудом России План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы.

План будет реализовываться в течение 2021-2021 годов. Ответственный исполнитель – Минтруд России.

«Основная цель плана – повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Рострудом и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также совершенствование функций, осуществляемых Пенсионным фондом и Фондом социального страхования», – прокомментировал Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

«Предоставление услуг будет базироваться на принципе “единого окна”, –  пояснил глава Минтруда России. – Гражданин сможет обратиться в любую из этих четырех организаций и получить там любую услугу. Например, в настоящее время гражданин для признания инвалидом и проведения медико-социальной экспертизы в первую очередь обращается в учреждения медико-социальной экспертизы, а далее для получения соответствующих мер социальной поддержки отдельно в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Таким образом, происходит многократное обращение гражданина в различные организации, что вызывает определенные трудности у отдельных категорий граждан.

На основании предусмотренных Планом мероприятий гражданин, например, признанный инвалидом, после проведения медико-социальной экспертизы в соответствующем учреждении будет иметь возможность одновременно подать заявление на назначение ежемесячной выплаты инвалидам, которую назначает и выплачивает Пенсионный фонд и обеспечения техническими средствами реабилитации, которое осуществляет Фонд социального страхования.

«Планом также предусматривается совершенствование взаимодействия граждан при получении государственной социальной помощи, в том числе информирования граждан о мерах социальной поддержки и порядке их получения, – рассказал Максим Топилин. – За счет реализации необходимых мероприятий мы должны создать условия взаимодействия, при которых гражданину не нужно будет долго разбираться в процессах предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг различными органами и организациями, то есть нашей задачей является обеспечение предоставления нуждающимся гражданам информации об оказываемой государственной социальной помощи и максимально удобные условия ее получения».

К 2020 году будет завершено полное внедрение единого контакт-центра для граждан. Современный контактный центр будет оказывать содействие гражданам в получении мер социальной поддержки на основании обращений посредством телефонной связи, интернет-сервисов, при этом, например, не будет иметь значение Пенсионный фонд или Фонд социального страхования предоставляет меры социальной поддержки. Также будет внедрено проактивное предоставление мер социальной поддержки, в рамках которого на основании обработки данных информационная система при наступления определенного события (например, рождение ребенка) самостоятельно предлагает гражданину одну или несколько мер социальной поддержки, с которыми связано событие, а гражданину остается только лишь согласиться с данным предложением.

Реализация взаимодействия с использованием различных сервисов будет осуществляться с учетом отсутствия у них отдельных видов доступа и физических особенностей, например, граждане с нарушением слуха могут воспользоваться чат-ботом веб-версии или мобильного приложения, граждане с нарушением зрения – позвонить на единый телефонный номер контакт-центра.

Читайте также:  Фсс гов ру официальный сайт

«В результате реализации Плана повысится качество и доступность  мер социальной поддержки и социальных услуг для граждан, а целевым показателем данной деятельности будет максимальный охват действительно нуждающихся в помощи граждан фактическим ее предоставлением», – резюмировал руководитель министерства.

Основное финансирование мероприятий плана будет осуществляться за счет текущих расходов ПФР, ФСС, Роструда и Главного бюро МСЭ.

С перечнями государственных услуг, предоставляемых данными организациями, можно ознакомиться здесь

Справочно:

План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы разработан в целях совершенствования порядка предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации осуществления иных функций и полномочий вышеуказанных организаций, в том числе за счет реализации следующих мероприятий:

  1. Оптимизация процедур предоставления государственных и иных услуг, оказываемых Рострудом, учреждениями медико-социальной экспертизы, Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования Российской Федерации.
  2. Развитие информационных систем и сервисов при взаимодействии с гражданами, в том числе формирования персонифицированной информации о праве получения гражданином мер социальной защиты исходя из возникшей у него жизненной ситуации.
  3. Функционирование единого контакт-центра Пенсионного фонда России, учреждений медико-социальной экспертизы, Фонда социального страхования Российской Федерации, Роструда для взаимодействия с гражданами.
  4. Реализация отдельных единых требований по взаимодействию с гражданами при посещении ими лично отделений Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы.
  5. Обеспечение возможности взаимодействия граждан при получении услуг с любым подразделением Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, с учреждениями медико-социальной экспертизы.
  6. Повышение эффективности управления развития и функционирования ЕГИССО, федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».
  7. Централизация осуществляемых отдельных функций.
  8. Трансформация процессов, заключающийся в изменении порядка осуществляемых функций и применяемых информационных технологий за счет объединения отдельных информационных систем, формирование единых реестров.

В рамках мероприятий Плана предусматривается достижение следующих результатов:

  • принятие единых подходов к развитию информационных технологий, информационных систем и сервисов, исключающих дублирование функциональности и хранения данных в различных информационных системах.
  • обеспечение отдельных единых условий сопровождения информационных систем, оператором которых является Минтруд России, Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Роструд, учреждения медико-социальной экспертизы;
  • оптимизация процедур и перечней документов, необходимых для предоставления государственных, иных услуг, мер социальной защиты (поддержки), заключающаяся в сокращении перечня предоставляемых документов за счет интеграции данных информационных систем, а также перевода услуг в электронный вид полностью либо частично (запись на прием);
  • получение гражданами информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, на которые у них возникли права получения, а также необходимых действиях для их получения, исходя из жизненной ситуации;
  • повышение доступности предоставления услуг и мер социальной защиты (поддержки) при взаимодействии с гражданами за счет реализации отдельных единых требований при посещении ими подразделений Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • предоставление отдельных видов государственной социальной помощи, услуг, мер социальной поддержки гражданам в подразделении любого государственного внебюджетного фонда или учреждении медико-социальной экспертизы;
  • нормативное закрепление полномочий по установлению функциональных требований к ЕГИССО и ФГИС ФРИ за Минтрудом России;
  • формирование полной информации о предоставлении государственной социальной помощи в Российской Федерации в единой информационной системе за счет внедрения ЕГИССО для осуществления всех функций и реализации полномочий государственными, муниципальными органами и организациями в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях;
  • возможность сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на информационные технологии за счет использования подсистемы ЕГИССО.

Например, мероприятия по оптимизации процедур предоставления услуг направлены на:

  • сокращение сроков оказания услуг;
  • сокращение документов, необходимых для предоставления услуг;
  • переход на «реестровую модель» оказания услуг;
  • проактивное оказание услуг;
  • исключение избыточных процедур оказания услуг.

Переход к «реестровой модели» оказания государственных и муниципальных услуг подразумевает формирование результата услуги в виде сведений в базовом государственном информационном ресурсе с выдачей результата на бумажном носителе только по обращению гражданина. В данном случае результатом оказания услуги будет являться запись в информационном ресурсе (реестре), либо ее обновление с сохранением истории таких изменений на завершающем этапе ведомственного автоматизированного процесса предоставления услуги. Таким образом, «реестровая модель» предусматривает хранение результатов услуг государственных информационных ресурсов и предоставление выписки из них по требованию заявителя, что приведет к снижению расходов на содержание персонала и изготовление материальных носителей для создания результата услуги, а также исключению возможности подделки документов на материальном носителе.

Проактивное предоставление услуг подразумевает отсутствие самого изъявления гражданина, то есть информационная система ведомства при наступления контрольного события (например, рождение ребенка) самостоятельно предлагает гражданину одну или несколько мер социальной поддержки, с которыми связано событие, а гражданину остается только лишь согласиться с данным предложением.

Например, в семье родился ребенок. Органы ЗАГС регистрируют данное событие путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр ЗАГС, и соответствующие сведения посредством СМЭВ передаются в ЕГИССО. В свою очередь, ЕГИССО, идентифицировав родителей и проанализировав сведения о них, понимает какие меры социальной защиты им положены в связи с рождением ребенка и передает соответствующую информацию в информационную систему взаимодействия с гражданами для доведения ее до родителей. Исходя из имеющейся контактной информации, каждый из родителей получает предпочтительными для них способами информацию о мерах социальной защиты и порядке их получения.

Полученные сведения будут использоваться для осуществления автоматизированного информирования граждан удобным для них способом: личный кабинет Единого портала государственных услуг, электронная почта, SMS-сообщение, телефонный звонок.

Таким образом, за счет интеграции информационные системы будут отслеживать наступление определенных жизненных событий у граждан и формировать сведения о правах на получение мер социальной защиты, возникших у граждан в связи с этим событием.

Другим мероприятием плана является создание единого контакт-центра, который в связке с экспертной системой, интегрированной со всеми информационными системами «социального блока», мог бы обслуживать граждан не только по вопросам Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, Роструда, учреждений медико-социальной экспертизы.

Для повышения эффективности предусматривается, в том числе, предоставление отдельных видов государственной социальной помощи, услуг, мер социальной поддержки гражданам в подразделении любого государственного внебюджетного фонда или учреждении медико-социальной экспертизы.

Данный подход позволит оптимизировать процесс предоставления отдельных мер социальной поддержки, услуг и повысит их доступность для отдельных категорий граждан.

Письмо фонда социального страхования рф от 31 марта 2021 г. № 15-15/7710-7534л “о рассмотрении обращения”

Вопрос: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом.

В связи с переходом на «Прямые выплаты пособий ФСС» с 2021 года прошу пояснить, кто именно оценивает является ли причина неявки работника на прием к врачу в дату, указанную в листе временной нетрудоспособности, уважительной или нет: работодатель или ФСС?

Читайте также:  Филиал №13

Если оценивает ФСС, то прошу пояснить, какие именно документы и каким образом мне, работнику, необходимо предоставить в ФСС, чтобы подтвердить, что причина неявки была уважительной?

Ответ: Государственное учреждение — Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Отделение Фонда) в ответ на Ваше обращение по вопросу применения законодательства при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности с отметкой о нарушении режима сообщает следующее.

В соответствии с п. 65 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 № 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа» факт неявки или несвоевременной явки застрахованного лица на прием к врачу должен быть зафиксирован лечащим врачом в самом бланке листка нетрудоспособности в строке «Отметки о нарушении режима».

Принятие решения об уважительности причин нарушения режима лечения находится в компетенции лечебного учреждения, где был выдан листок нетрудоспособности, и непосредственно лечащего врача, который заверяет листок нетрудоспособности своей подписью и печатью.

Такое решение принимается индивидуально по каждому случаю нарушения режима лечения, так как в законодательстве Российской Федерации нет какого-либо перечня причин нарушения режима лечения, которые признаются или не признаются уважительными в целях снижения размера пособия по временной нетрудоспособности.

Поэтому при необходимости выяснения уважительности или неуважительности причин нарушения режима, предписанного врачом, необходимо взять у застрахованного лица объяснение, а также затребовать документы, подтверждающие уважительность причины.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.

Листок нетрудоспособности выполняет двойную функцию, являясь финансовым документом, служащим основанием для назначения и выплаты пособий, и удостоверяет нетрудоспособность граждан, подтверждая их временное освобождение от работы.

Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона 255-ФЗ, основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, в частности, являются:

— нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

— неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.

При наличии основания для снижения пособия по временной нетрудоспособности, данное пособие выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, со дня, когда было допущено нарушение.

Также, в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Данная комиссия:

— осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия;

— проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;

— рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.

Комиссия по социальному страхованию осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, на основании вышеизложенного и в соответствии с нормами действующего законодательства, если на Вашем предприятии создана комиссия по социальному страхованию и на основании представленных в комиссию документов оформлен протокол с указанием причин нарушения застрахованным лицом режима, а документом, подтверждающим выяснение причины неявки застрахованного лица уважительной, является протокол комиссии по социальному страхованию в соответствии с п. 4.3 Типового положения, листки нетрудоспособности, имеющие отметку о нарушении режима подлежат оплате в соответствии с действующим законодательством, с учетом решения комиссии по социальному страхованию.

Одновременно сообщаем, для рассмотрения возможности назначения пособия по временной нетрудоспособности без учета отметки о нарушении режима необходимо подтвердить тот факт, что нарушение режима было обоснованно.

Заместитель управляющего О.А. Шелковникова

Факт неявки или несвоевременной явки застрахованного на прием к врачу фиксируется в бланке листка нетрудоспособности в строке «Отметки о нарушении режима».

Решение об уважительности причин нарушения режима лечения принимается индивидуально по каждому случаю.

ФСС разъяснил, что учитывать, если на предприятии создана комиссия по социальному страхованию.

Для рассмотрения возможности назначения пособия по временной нетрудоспособности без учета отметки о нарушении режима необходимо подтвердить тот факт, что нарушение режима было обоснованно.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

  1. На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. На ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Например, Игорь получает 50 000 Р ежемесячно. Поэтому работодатель перечисляет за Игоря 50 000 × 2,9% = 1450 Р.

Тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска, присвоенному основному виду деятельности. Классов риска всего 32, первый класс — самый неопасный, 32-й, соответственно, самый опасный.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельную базу правительство устанавливает ежегодно, в 2021 году это 966 000 Р. Разберем, как работает предельная база, на примере.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

От тех, кто застраховался добровольно, никакая отчетность не требуется.

Фсс — департамент централизации услуг фонда и внедрения новых средств клиентского обслуживания

1.Специалист в отдел методологического обеспечения реестра
получателей социальных услуг:

         Требования к
кандидату:

— образование: высшее;

— опыт работы в сфере социального страхования или в иных смежных областях:
не менее 3 лет;

— знание законодательства об обязательном социальном страховании;

-умение работать с проектами документов по внесению изменений в нормативные
правовые акты;

— умение работать с большими объемами информации;

— уверенный пользователь ПК;

— знание программ MS Office, Консультант плюс, Гарант;

— умение четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;

— орфографическая и стилистическая грамотность;

— готовность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

         Основные
обязанности:

— подготовка аналитических и информационных материалов;

— обобщение и систематизация данных;

— участие в разработке нормативных правовых документов, проектов нормативных
правовых документов по внесению дополнений и изменений в законодательные акты,
в инструктивную и информационную документацию;

— методологическое обеспечение в ходе работ по формированию и ведению
информационных систем Фонда;

— взаимодействие с органами государственной власти, внешними учреждениями и
организациями.

 2. Специалист в отдел информационно-аналитического
сопровождения:

         Требования к
кандидату:

— образование: высшее техническое;

— опыт работы в сфере социального страхования не менее 3 лет;

— постановка задач для разработки программных и информационных средств
автоматизации и мониторинга;

— тестирование программных и информационных средств;

— знание законодательства об обязательном социальном страховании;

— подготовка аналитических и информационных материалов;

— умение четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;

— готовность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

         Основные
обязанности:

         Участвуют в разработке
дополнений и изменений в инструктивную и информационную документацию по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

         Обеспечивают деятельность
Департамента по вопросам, относящимся к его компетенции.

         Осуществляют свою работу во
взаимодействии с иными структурными подразделениями центрального аппарата
Фонда; соответствующими структурными подразделениями территориальных органов
Фонда.

         Дают разъяснения
структурным подразделениям центрального аппарата Фонда, региональных отделений
Фонда по вопросам, входящим в компетенцию Департамента и отдела.

3. Специалист в отдел обеспечения централизованных выплат по
временной нетрудоспособности и материнству.

         Требования к
кандидату:

— образование: высшее;

— опыт работы в сфере социального страхования или в иных смежных областях:
не менее 3 лет;

— знание основ права социального обеспечения, гражданского права;

— знание законодательства об обязательном социальном страховании;

-умение работать с проектами документов по внесению изменений в нормативные
акты;

— подготовка аналитических и информационных материалов;

— уверенный пользователь ПК;

— знание программ MS Office, Консультант плюс, Гарант;

— умение четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;

— орфографическая и стилистическая грамотность;

— готовность работать в условиях ненормированного рабочего дня.

        Основные
обязанности:

         Подготовка информационных
материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, в целях обеспечения
участия руководства Фонда в комиссиях, совещаниях, семинарах и иных
мероприятиях, проводимых Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации, Фондом и иными органами и организациями.

         Участие в разработке
проектов нормативно-правовых актов, соглашений и иных документов.

Оцените статью
ФСС Help
Добавить комментарий