Как подготовиться к выездным проверкам из ФСС и ПФР? — Контур.Эксперт — СКБ Контур

Содержание
  1. Проверка фсс: на что обращают внимание
  2. Основания для проведения камеральной проверки
  3. Проверка пфр: что нужно представить
  4. Из фонда социального страхования организацией получены решения о проведении выездной проверки ооо: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление правительства рф от 21.04.2021 n 294) в связи с планом-графиком проведения выездных проверок на текущий год; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (федеральный закон от 24.07.1998 n 125-фз). ооо внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. основной вид деятельности организации — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. правомерны ли выездные проверки фсс в 2021 году в отношении организации с учетом п. 7 постановления правительства рф от 30.11.2020 n 1969 (ооо не подпадает под п. 8 указанного положения)?
  5. Возражения по акту проверки
  6. Выездные проверки пенсионного фонда и фсс
  7. Для чего нужны проверки фсс?
  8. Какие документы может потребовать инспектор?
  9. Камеральные проверки пфр и фсс
  10. Кто находится в зоне особого внимания пфр и фсс?
  11. Кто рискует попасть в «чёрный список»?
  12. Ответственность за непредставление документов.
  13. Порядок проведения камеральной проверки
  14. Составление акта камеральной проверки

Проверка фсс: на что обращают внимание

Фонд социального страхования проверяет, как вы начисляете и уплачиваете страховые взносы по видам страхования, выплачиваете компенсации родителям детей-инвалидов, больничные и т.д. Они также анализируют ваши цели использования средств на выплату пособий.

Сотрудники ФСС уделяют особое внимание проверке отчета 4-ФСС.

После анализа данных ответственные сотрудники Фонда составляют акт.

Основания для проведения камеральной проверки

Проверка правильности расчетов основывается на том, что страховые взносы были представлены компанией или экспертом.

Документарный надзор может быть проведен не позднее, чем через 3 месяца после сдачи отчета. При этом в течение 2 месяцев для предоставления отчета страховщика и в течение 10 дней для выдачи средств из страхового фонда.


Проверке подвергаются:

Проверка пфр: что нужно представить

Пенсионный фонд следит за тем, как вы рассчитываете и уплачиваете взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2021 № 34 П, вас могут попросить предъявить учредительные документы, приказы об учетной политике, различные лицензии, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, бухгалтерский баланс, надпись банка и др.

Из фонда социального страхования организацией получены решения о проведении выездной проверки ооо: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление правительства рф от 21.04.2021 n 294) в связи с планом-графиком проведения выездных проверок на текущий год; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (федеральный закон от 24.07.1998 n 125-фз). ооо внесено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. основной вид деятельности организации — аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. правомерны ли выездные проверки фсс в 2021 году в отношении организации с учетом п. 7 постановления правительства рф от 30.11.2020 n 1969 (ооо не подпадает под п. 8 указанного положения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: проведение ФСС РФ в 2021 году проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в части уплаты страховых взносов и выплаты страхового обеспечения по указанным в вопросе видам обязательного социального страхования является правомерным.

Обоснование вывода: Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Правительство Российской Федерации в 2020-2021 годах вправе принимать решения, устанавливающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Причем в данном законе указаны как те виды надзора, к которым применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ), так и те виды надзора, к которым положения Закона N 294-ФЗ не применяются и которые перечислены в ч. 3.1 и 4 ст.

Норма также распространяется на виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Эти особенности установлены Постановлениями от 03.04.2020 N 438 и от 30.11.2020 N 1969 (далее — Постановления N 438 и N 1969), при этом Постановлением N 438 запрещены различные категории проверок, в том числе те, к которым применяются положения Закона N 294-ФЗ, а также проверки, к которым положения Закона не применяются (в частности, по п. 2).

Мораторий распространялся на контроль в области таможенного контроля, в области финансового и бюджетного надзора, в области банковского и страхового надзора). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 установлен запрет в 2021 году проведения программированных контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением их отдельных категорий, предусмотренных пунктом 8 вышеуказанного нормативного правового акта.

Читайте также:  ФСС РФ от 29. 07 2021 No 02-08

Согласно разъяснениям Генеральной прокуратуры РФ (письмо N 76/2-573-2021 от 16.03.2021), данное ограничение распространяется только на те виды контрольно-надзорной деятельности, которые регулируются федеральными законами:- с 26.12.

2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — и от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». (далее — Закон N 248-ФЗ).

Проведение проверок ФСС РФ в 2021 году по вопросам уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется специальными законами:- ст.

6-7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ; — Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ; — Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. 3.1, п. 1, Закона N 294-ФЗ и п. 16 ч. 5 ст.

2 Закона № 248-ФЗ не применяются при осуществлении контроля за соблюдением страховщиком законодательства Российской Федерации об указанных в вопросе видах обязательного социального страхования в части уплаты страховых взносов и выплат.

Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:- Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2021 N 76/2-573-2021;- Информация Росфинмониторинга от 29.03.2021;- Энциклопедия решений. «Коронавирус» мораторий на проверки — 2021 г.

Ответ подготовили: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Профессиональный бухгалтер Елена Макаренко

Ответ прошел контроль качества

3 июля 2021 года.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, проведенной в Юридической консультации. Дополнительную информацию об услуге можно получить у лица, ответственного за услугу.

Возражения по акту проверки


Аргументы в пользу своей позиции подаются бизнес-структурой после получения бумаг. Необходимо тщательно ознакомиться с документом.Возражения могут быть двух видов:

  • Процедурные — когда имеют место нарушения закона, задержки в действиях, совершаемых аудиторами. Например, использование правовых актов с истекшим сроком действия.


Так, в августе 2021 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Алтайского края по иску АО «Барнаульская ТЭЦ» у ГУ Алтайское отделение ФСС. Решение было обосновано тем, что при вынесении решения по камеральной проверке были использованы нормы утратившего силу законодательства.

  • Материальные, т.е. по существу дела, например, в отношении неправильных расчетов. Например, в июле 2021 года Верховный суд передал на дополнительное рассмотрение иск ИП к государственному учреждению региональное отделение ФСС Краснодарского края по поводу неправильного расчета страховых взносов, подлежащих уплате при прекращении трудовых договоров.

Возражения изложены ниже:

  • 21 рабочего дня – при получении акта по почте;
  • 15 рабочих дней – если получен представителем предприятия либо отправлен через интернет.
    Лучше передать возражения нарочным путем, с проставлением отметки о получении в канцелярии фонда.

Представители компании имеют право присутствовать при рассмотрении возражений, давать объяснения и представлять доказательства своих доводов.

В случае, если возражения игнорируются сотрудниками, компании направляется требование об уплате задолженности. В этом случае следует немедленно подать жалобу в вышестоящее подразделение проверяющего органа. Следует также подготовить материалы для обжалования результатов камеральной проверки в суде.

Таким образом, если по результатам камеральной проверки органами ФСС выявлены необоснованные требования и штрафы, необходимо незамедлительно представить возражения. Кроме того, при необходимости необходимо обжаловать результаты надзора в суде.

Выездные проверки пенсионного фонда и фсс

П. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Стандартный срок выездной проверки составляет до 2 месяцев. В некоторых частных случаях срок может быть продлен до шести месяцев.

Для чего нужны проверки фсс?

Основными целями при распределении контроля являются :

  • Контроль за соблюдением законодательства при сдаче отчетности;
  • Получение подтверждения, что страхователи все посчитали правильно, заплатили до копейки и не просрочили требуемые сроки;
  • Предотвращение нарушений в области уплаты взносов.

Какие документы может потребовать инспектор?

Перечень документов, которые могут быть запрошены инспекторами, содержится в методических рекомендациях Федерального фонда социального страхования и Федеральной службы финансовой разведки. Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, запрашиваемые документы должны быть представлены в виде копий, заверенных руководителем проверяемой организации. Нотариально заверенные копии не принимаются.

Список документов, которые инспекторы могут запросить во время проверки, очень обширен:

  1. Учредительные документы. Из них инспекторы установят название, юридический и фактический адрес компании и вид ее деятельности. Кроме того, в учредительных документах указывается порядок выплаты дивидендов, которые не облагаются страховыми взносами.
  2. Бухгалтерская и налоговая отчетность. Эти документы позволяют инспекторам определить учетную политику компании и наличие или отсутствие «зарплатных планов», призванных избежать накопления страховых взносов.
  3. Расчеты по заработанным и уплаченным страховым премиям. Они сверяются с данными первичного и налогового учета.
  4. Отчеты о прибылях и убытках и хозяйственных операциях за проверяемый период. Известно, что организации, работающие на упрощенном режиме налогообложения, являются плательщиками обязательных страховых взносов, поэтому бухгалтерская отчетность будет подтверждать начисление и выплату пособий работникам, имеющим трудовые или гражданско-правовые договоры с компанией-работодателем, применяющей УСН.
Читайте также:  КЛАДР скачать бесплатно 2021, кладр для 1с 8.3 - программа

Организации, ожидающие выездной проверки ПФР или ГФС, должны знать, что инспекторы часто запрашивают документы, которые они не имеют права запрашивать. Кроме того, инспекторы могут попросить предъявить документы, которые в принципе не находятся в распоряжении организации.

Например, список лиц, работающих на основании гражданско-правовых договоров. Организация не обязана вести учет этих лиц и предоставлять их при проверках. За отсутствие таких документов не предусмотрено наказание или штраф — ведь на их основании не рассчитывается сумма взносов в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

Помимо учредительных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, расчетов по начисленным страховым взносам и книг учета доходов и расходов, инспектор вправе запросить:

  1. Бухгалтерская отчетность за аудируемый период. На их основе сопоставляется информация об обязательствах компании и внебюджетных фондов, которая отражается в балансе и в отчетах в фонды.
  2. Трудовые договоры необходимы инспекторам для проверки даты приема сотрудников на работу, а также их зарплат, надбавок и премий. Эта информация используется для определения полноты и своевременности перечисления страховых взносов в фонды.
  3. Гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами. В этих договорах, помимо размеров вознаграждения, рассматривается цель договора: является ли он договором на оказание услуг (выполнение работ) или договором на передачу имущественных прав, например, договором аренды.

Важно помнить, что инспекторы будут пытаться переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой. Это возможно, если неправильно сформулирован предмет договора: договор касается не оказания конкретной услуги, а выполнения какой-либо функции. При этом выплаты, возникающие из гражданско-правовых договоров, не облагаются страховыми взносами в Фонд социального страхования (ст. 9.3.2 Федерального закона № 212).

Инспекторам также может быть интересно:

  1. Банковские и кассовые документы: банковские выписки, ордера, платежные поручения, кассовая книга, кассовая книга, кассовые отчеты и т.д. В этих документах специалисты фонда будут искать методы обхода официальных зарплат.
  2. Первичные бухгалтерские документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности компании. Цель проверки этих документов — определить полноту отчета о выданных авансах и рассчитать взносы на разницу.
  3. Кадровые документы: трудовые книжки и документы по учету и движению кадров. Трудовые книжки нужны для того, чтобы сравнить указанные в них даты приема на работу, увольнения, перевода, поощрения с датами, указанными в других кадровых документах. Первичные личные дела сотрудников необходимы для проверки дат приема на работу, увольнения, премий и зарплат.
  4. Документы для выплат, связанных со страховым покрытием: больничные листы, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетные листки, заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Камеральные проверки пфр и фсс

Камеральные проверки касаются любых документов (отчетов), которые работодатель представляет в ПФР и ФСС. Они проводятся исключительно на основании данных за отчетный период.

Период аудита составляет 3 месяца с даты представления отчетности. Если, например, вы отправили свой квартальный отчет в конце апреля, результаты аудита могут прийти только в конце июля.

Срок ответа работодателя составляет 5 дней с момента получения требований аудита. Требования можно объяснить устно — фонд сам примет такое решение, а затем пригласит вас на встречу (п. 3-4 ст. 34 Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009).

После камеральной проверки у вас может быть выездная проверка, которая затронет три календарных года (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение о проведении проверки принимает Фонд: без решения выездная проверка не проводится.

Кто находится в зоне особого внимания пфр и фсс?

В письмах ПФР № ТМ-30-24/13848 и ГТФ РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2021 подробно описаны принципы, в соответствии с которыми фонды отбирают организации для проведения аудита. Эти проверки не являются спонтанными.

Например, фонды знают о компаниях, которые

  • Наличие необлагаемых платежей;
  • Применение пониженных ставок;
  • Обнаружение ошибок в расчетах по результатам камеральных проверок;
  • Неуплата взносов в течение нескольких периодов подряд;
  • Постоянное исправление отчетов, внесение корректировок и т.д.

Мы рекомендуем вам сдавать отчеты без задержек, проверять все расчеты и всегда иметь под рукой подтверждающие документы.

Читайте также:  ФСС Химки: официальный сайт, телефон, адрес, график и режим работы

Автор статьи: Борис Юзефпольский

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплат и пособий и отправки отчетности в ФНС, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Росстат. Услуга подходит для совместной работы бухгалтера и руководителя.

Попробуйте бесплатно в течение 5 дней

Кто рискует попасть в «чёрный список»?

В письме ПФР и ФСС изложены критерии аудиторской выборки на 2021 год. Именно этими критериями руководствуются надзорные органы:

  1. Несоответствие форм РСВ-1 в Пенсионный фонд и 4-ФСС в Фонд социального страхования;
  2. У компании есть расходы, финансируемые Фондом социального страхования (например, пособия по временной нетрудоспособности, начисленные в Фонд социального страхования);
  3. Декларация была подана несвоевременно;
  4. Организация произвела выплату работнику, не облагаемую страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;
  5. Использование льгот для уплаты страховых взносов;
  6. Задолженность по взносам более двух отчетных периодов подряд;
  7. Сумма страховых взносов к уплате уменьшилась по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а количество работников осталось прежним;
  8. Неоднократное предоставление корректировок;
  9. Налоговые органы могут сообщить в ПФР об участии в схемах минимизации суммы страховых взносов, если у них возникнут такие подозрения.

Таким образом, если плательщик страховых взносов попадает под большинство критериев, вполне вероятно, что ПФР и ФСС захотят «навестить» его.

Ответственность за непредставление документов.

Федеральный закон № 212 предусматривает, что плательщики страховых взносов должны предоставить специалистам фонда при проверке документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты всех сумм. Данные могут быть предоставлены как в бумажном, так и в электронном виде.

Срок подачи необходимых документов составляет 10 рабочих дней. Согласно статье 48 Федерального закона № 212, непредставление или отказ от представления документов в установленный срок влечет наложение штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Организации, ожидающие аудита CFR и SSF, должны тщательно изучить документы на предмет их соответствия: совпадают ли суммы и сроки перечислений во внебюджетные фонды.

Экспертная услуга поможет вам избежать поспешной подготовки документов во время выездных проверок: вовремя оценить вероятность визита ПФР и ФСС и привести документы организации в порядок. Эксперт расскажет вам, на что нужно обратить внимание. Вы можете приобрести услугу на странице покупки.

Порядок проведения камеральной проверки

Для проверки правильности расчета страховых выплат должны быть предприняты следующие шаги:

  1. Надзор назначается и осуществляется под руководством исполнительных структур ФСС. Документация, представленная компанией, берется для изучения.
  2. Компетентные лица не обязаны получать дополнительные распоряжения от руководства фонда в течение срока надзора. Достаточно существования самих отчетов.
  3. Если обнаружены неточности и несоответствия с данными, имеющимися в представленных документах, государственный орган информирует об этом организацию. У компании есть 5 дней, чтобы исправить неточности и объяснить результаты.
  4. Компания может не согласиться с сделанными выводами и обосновать свою позицию, представив письменные доказательства точности своих расчетов.
  5. Аудиторы обязаны расследовать полученные результаты. Если компания признает свою правоту, дело прекращается. Если после изучения всех обстоятельств дела сотрудники выявляют факт нарушения закона, составляется акт проверки палаты.

Составление акта камеральной проверки

Требования к документу перечислены в приложении 20 к приказу ФСС № 2 от 11 января 2021 года. В частности, при составлении документа должны быть соблюдены следующие условия:

  • Составляется в течение 10 дней после завершения внутреннего аудита. Форма указана в приложении выше;
  • Написана или напечатана на бумаге на русском языке;
  • Не допускается внесение исправлений, ошибок или изменений. Если остаются удаления, они должны быть заверены подписями уполномоченных лиц.
  • Во вводной части документа общая информация о контроле и номер и дата документа, имя и фамилия контролеров, ссылка на структуру, контролирующую перечисление взносов, название и реквизиты компании, регистрационный номер, ИНН, идентификационный номер налогоплательщика, код налоговой регистрации, адрес организации, период контроля, перечень полученных и контролируемых документов;
  • Основная часть содержит информацию о выявленных задолженностях и случаях несоблюдения правил страховых выплат;
  • Обобщающая часть содержит информацию о выводах уполномоченных лиц о санкциях, которые должны быть применены к компании за допущенные нарушения, а также информацию о санкциях, которые должны быть наложены на компанию. В нем также могут содержаться рекомендации по исправлению ошибок и привлечению виновных к ответственности;
  • В нем также говорится о праве организации представить возражения в письменном виде в течение 15 дней после получения распоряжения;
  • Бумага подписывается всеми компетентными лицами и представителями компании (если проверка проводилась в их присутствии);
  • Она печатается в 2 экземплярах, по одному для каждой стороны: проверяющих органов и проверяемой компании;
  • Заявления также заверяются подписью уполномоченного лица. Документ может быть отправлен заказным письмом или через Интернет.
Оцените статью
ФСС Help
Добавить комментарий